Флейта в рок-музыке
В любой дискуссии о рок-музыке стоит лишь упомянуть флейту, как обязательно кто-нибудь скажет: “Знаем-знаем! Помним, как Jethro Tull “сделали” Металлику на Грэмми!”
Но позвольте, разве кроме Jethro Tull никто больше не играет на этом инструменте? Не может этого быть! Предлагаю сегодня познакомиться с несколькими известными композициями разных групп, где звучит “heavy metal instrument” – флейта.
И так как Jethro Tull уже упомянуты выше, то их здесь не будет. Тем более что Иэн Андерсон говорил десять лет назад в интервью журналу Classic Rock: “Разумеется, грандиозных рок-музыкантов немало, но как же много среди них скучных, однообразных и бессмысленных подражателей! Девять десятых этого айсберга выглядит омерзительно. Я рад быть рок-флейтистом, потому что нас очень мало, и я не теряю чувство собственного достоинства”.
Довольно нелицеприятный отзыв от самого известного в роке флейтиста в адрес коллег, но прав ли Андерсон? Неужели все настолько плохо? Давайте послушаем других музыкантов, играющих на флейте и узнаем сами, как обстоят дела.
Начать предлагаю с одного из моих любимых музыкантов – Джо Уолша, известного не только участием в EAGLES, но и значительной сольной карьерой.
На втором сольнике Джо “The Smoker You Drink, the Player You Get”, выпущенном в 1973, есть две песни, в которых звучит флейта – “Bookends” и “Days Gone By”. Авторство обеих принадлежит не Уолшу, так как их написал Джо Витал, с которым они в самом начале музыкальной карьеры вместе играли в группе Barnstorm, а до нее – в The Measles.
Было это в начале семидесятых, и с той поры творческая судьба то разводила друзей, то вновь собирала в одну команду. Достаточно сказать, что Витал участвует почти на всех сольниках Уолша, но в большинстве случаев он сидит за барабанной установкой или играет на других инструментах. А флейта Витала звучит всего на трех пластинках.
А сейчас – голландские прог-рокеры FOCUS и их знаменитое рондо “Hocus Pocus” со второго студийного альбома “Moving Waves”, вышедшего в 1971. Эта вещь известна в первую очередь шикарным вокализом в стиле йодль в исполнении Тайса ван Леера, но соло на флейте там тоже имеется, пусть короткое, но все же.
Завершу битловской классикой “You've Got to Hide Your Love Away”. 1965 год, альбом “Help!”, непревзойденная и вечная музыка Леннона и флейта Джона Скотта. Точнее, две флейты – обычная, звучащая в промежутках вокальной дорожки Леннона и альтовая, записанная на октаву выше первой. И еще британский актер Брюс Лейси, сыгравший в фильме “Help!” роль играющего на флейте садовника Джорджа Харрисона.