Музыка будущего. На чем будут играть симфонии в 2050-х
Первые музыкальные инструменты появились в жизни человека раньше, чем письменность. Люди били палками по камням и дули в трубки еще во время первых ритуалов. С тех пор изменилась и роль музыки, и то каким способом ее создают. Современные композиторы часто пишут свои произведения на компьютере с помощью плагинов, вообще не используя реальные инструменты. Есть вероятность, что симфонические концерты будущего будут проходить в виртуальном пространстве, а качество звука будет достигаться не за счет свойств инструментов и акустики концертных залов, а только за счет соответствующего программного обеспечения. Но этот вариант скорее негативный. Ведь помимо звука на концерты ходят, чтобы увидеть своими глазами насколько интересно выглядят исполнение. Только если раньше зона интереса располагалась между скрипками, арфами и барабанами, теперь диапазон инструментов будет постоянно увеличиваться и удивлять нас разнообразием. Попробуем угадать, какие из существующих уже сейчас инструментов, будут составлять оркестр будущего.
В первую очередь, стоит обратить внимание на цифровые аналоги существующих инструментов. Уже давно существуют цифровые барабаны, различные струнные инструменты и даже флейты. Основная разница между ними и обычными инструментами заключается в том, что в них отсутствует резонатор, и звук от них практически не исходит. Только когда такой инструмент подключается к колонке, мы сможем услышать то, что играет на нем музыкант. Это очень удобно для живых концертов. Ведь теперь, чтобы озвучить стадион, достаточно просто подключить такой инструмент к достаточному количеству колонок, а не загромождать пространство большим количеством микрофонов.
Немного иной принцип у цифрового органа. В него, как правило, уже встроены устройства вывода звука, и он занимает значительно меньше места, чем обычный орган. Кроме того, регистры и даже звучание инструмента можно менять быстро непосредственно во время исполнения. В итоге, электронный орган может стать аналогом совершенно разных инструментов, не теряя при этом главную функцию – соответствовать старшему духовому брату. Кстати, цифровой орган уже сейчас вытесняет обыкновенные в концертных залах и церквях. Например, в Санкт-Петербурге, вы можете встретить электронный орган фирмы Rogers в концертном зале собора Яани Кирик. Этот инструмент обладает уникальным звучанием, имеет сэмплы легендарных мировых органов и позволяет раскрыться в прекрасных дуэтах виолончели, голосу, дудуку, кларнету и трубе.
Но, пожалуй, самое интересное решение по цифровизации оркестровых инструментов, было предложено арфистам. Уже сейчас существует лазерная арфа, которая выглядит как обычная, только вместо реальных струн, которые нужно щипать, здесь нужно перекрывать лазерные лучи. Выглядит очень эффектно.
Еще одно направление в развитии инструментов – изменение интерфейса. С каждым годом появляется все больше клавиатур и других устройств ввода, которые позволяют менять высоту звука с гораздо меньшей частотой, чем обычное фортепиано или гитара. Большинство из них устроены по принципу лаунчпада – диджейский пульт, на каждую кнопку которого записан определенный сэмпл. Например, в Японии изобрели Tenoti-on – футуристического вида экран, с сеткой из светодиодов, которые отвечают за изменение музыкальных партий.
Есть и модернизация фортепианной клавиатуры – Seabord, в буквальном переводе – морское побережье. И действительно, вместо клавиш здесь, неровная поверхность, каждый миллиметр которой отвечает за определенное звуковое изменение. Внешне она похожа на обычный синтезатор, но только отчасти, так как обычные клавиши заменяет волна темно-серого силикона. Черные клавиши отмечены белыми полосами, а на ощупь конструкция шелковистая и мягкая. Под силиконом находится множество датчиков, которые снимают пять разных параметров касания: силу удара и нажатия, подъема пальца с клавиши, движения вверх-вниз и вправо-влево. Так как клавиши не отдельные, экспрессивность музыканта повышается в разы, получаются совершенно невероятные эффекты вибрато и глиссандо. Музыкантам, привыкшим к тяжести клавиш «настоящего» инструмента, Seaboard нередко кажется странной и неудобной штукой. Однако в руках опытного мастера такая клавиатура помогает достигать нового качества звучания партитуры. Например, посмотрите как на Seabord играет Ханс Циммер
Музыкантами будущего скорее всего смогут стать даже те, кому сложно освоить сольфеджио и нотную грамоту. Скорее всего, управление звуком чем дальше, тем больше будет становиться интуитивным. Еще в 20-х годах прошлого века Лев Сергеевич Термен создал терменвокс – инструмент, который состоит из небольшой деревянной панели и металлической трубки, которая в него встроена. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от своих рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Сам звук напоминает человеческий голос, будто исполнение вокализа. Игра на нем до сих пор выглядит как сцена футуристического фильма.
Но еще дальше в интуитивной игре на инструментах пошли испанские инженеры. Несколько лет назад они изобрели Reactable – пульт с подсвечиваемой поверхностью, который регулируется расстановкой на нем специальных блоков. Музыкант взаимодействует с инструментом посредством специальных модулей, идущих в комплекте с устройством предметов разной формы. Каждый модуль, его расположение на «столе» тем или иным образом влияет на звук — комбинаций тут может быть великое множество. Только представьте, как могут выглядеть концерты будущего, если музыканты будут регулировать звучание на таком инструменте.