МАРТИН ЛАНДЕРС О МУЗЫКЕ...
«Если, например, слащавые мелодии New Age или New Instrumental Music понятны, доступны, ну почти, скажем, любому человеку, то для неподготовленного слушателя, зачастую, серьёзная космическая музыка, как, впрочем, и большая часть электронной музыки в целом, может восприниматься как набор бессвязных звуков, шумов, музыкальных фраз и движений. Но секрет, пожалуй, очень прост – это или Ваше, или нет. То есть, эта дверь для Вас открывается, либо она остаётся закрытой для Вас навсегда. Но берегитесь! Если Вы попадаете в этот ирреальный мир призрачных видений, миражей, то Вы попадаете в него навсегда. Это подобно болезни или наркотику, как Вам угодно, с той лишь разницей, что Вас не ожидает летальный исход, конечно. Но, правда, примите к сведению, что этот призрачный мир влияет непосредственно и на наш реальный мир, на Вашу жизнь, взгляды, суждения и образ жизни. Не могу сказать, хорошо это или плохо, просто это имеет место быть и Вы просто должны об этом знать.
Идея музыки minimal techno очень простая. Акустуческое пространство должно быть как можно менее заполненным, но при этом сохранять интенсивность и напор. В любом случае, minimal techno настаивает на минимуме необходимых средств для обеспечения механического фанка. Слово «минимализм» совсем не подразумевает минимальное использование средств. Настоящая минималистическая музыка собрана из не очень сложных пассажей, которые, непрерывно повторяясь, смещаются относительно друг друга, обрастая новыми звуковыми структурами. В любом месте минималистической музыки можно распознать повторяющуюся мелодическую и ритмическую фигуру. Она вполне понятна, узнаваема, но уследить, что происходит с этой музыкой на протяжении всего времени её звучания практически невозможно.
У techno нет никакого содержания. Techno ничего не хочет сообщить и ничего не обещает в будущем. Techno ни к чему не призывает и не требует никаких жертв. Techno даёт сиюминутное чувство свободы, а также чувство счастья. Вот и всё! Но музыка techno всегда устремлена в будущее ещё со времён Kraftwerk. Эта музыка быстро развивается и некоторые считают, что это единственная область современного искусства, в которой наблюдается прогресс. Всё остальное находится в застое, упадке, в лучшем случае пытается поспевать за techno, используя его достижения. Techno изменило не только саунд нашей цивилизации, но и её вид – высокотехнологическую компьютерную графику, а также яркий экстравагантный стиль одежды и оформление интеръеров. Визуально стиль techno ликвидировал гладкую эстетику 80-х.
Не стоит забывать, что современная форма электронной музыки полноценно и масштабно эксплуатирует почти всё прошлое музыкальное наследие планеты. Достаточно послушать ярковыраженный tribal и не нужно быть профессором, чтобы провести параллель с Азиатско-Африканскими ритмами. Элементы джаза встречаются повсеместно в музыке house. Семплированные фрагменты роковых гитарных рифов и ритмических басовых линий уже давно мирно уживаются в progressive и tech house. Электронная музыка techno связана с бурным развитием сверхсовременной аппаратуры с применением высоких технологий. Многим кажется, что это тупое примитивное «бум-бум», однако, techno устроено очень сложно. Это фольклор индустриального века. Диджеи продолжают традиции средневековых бардов, с той лишь разницей, что рассказывают свои истории с помощью бита. В любой культуре есть хранители и распространители, которые накапливают и размножают истории и легенды своего региона.
Невозможно, пожалуй, провести чёткую границу, отделяющую techno от поп-музыки. Современная поп-музыка и techno делаются по одним и тем же, в принципе, рецептам, и, в большинстве случаев, на одних и тех же инструментах, иногда даже одними и теми же людьми. С начала 80-х практически вся поп-музыка записывается с помощью ритм-машин и секвенсоров. Если после двух тактов известно, как будет устроен весь трек - это примитив, поэтому не очень интересен drum`n`bass. В подростковом возрасте приходилось очень сильно напрягаться, чтобы выстукивать то, что сейчас называют break beat. Первые ритм-машины были не приспособлены, приходилось резать плёнку и ужасно мучаться. Сейчас он получается автоматически практически у любого – проблема решена. Прогресс в технике не способствует прогрессу или хотябы развитию музыки. Прогресс в технике способствует лишь тому, что к делу привлекаются новые полчища людей, многие из которых халтурщики. Есть возможность большого выбора, но возможность выбора вовсе не делает из человека музыканта. У современной ритм-машины break beat получается сам собой, а всё равно все семплируют один и тот же трек Джеймса Брауна.
Вся наша жизнь состоит из повторяющихся структур. Ничего уникального, крупного, всеобъемлючего просто нет. Этому и неоткуда, в принципе, взяться. Никто не поставит вопроса и не поймёт ответа на него. Каждая проблема разлагается на составные части, которые постепенно усваиваются, перерабатываются, упорядочиваются. Это и есть повторение, то есть секвенсирование. Многократное повторение везде. Циклы повторения многослойны. Те процессы, которые протекают в сознании, это многократное повторение. Всё, что делается автоматически, это результат заучивания повторяющихся движений. Это относится и к движениям мускул, движениям мыслей. В голове работают те же самые механизмы автоматического повторения операций. В techno очень важен момент ускорения процесса производства, распространения и потребления музыки. Вещи потребляются в определённый отрезок времени, после чего просто исчезают. Их место занимает что-то новое.
Minimal techno и techno ambient, в равной степени, как и ambient dub, развивались своим параллельным путём, ничуть не отставая от своего стопроцентно «танцующего брата». Более того, если вспомнить работы одного из законодателей мод ambient dub, то рядом с настоящим ambient мирно уживались треки со стилизованными элементами музыки house и techno. Minimal techno и techno ambient изначально создавались не для танцев. Эта музыка создана для того, чтобы её слушать. Пожалуй, сегодня невозможно отказаться от её существования, просто закрыть глаза и сделать вид, что её не существует. Уже достаточно много компаний грамзаписи специализируется именно на этих музыкальных направлениях. Эстетика этой музыки понятна, близка многим поклонникам синтезаторной вселенной. Люди, которым была близка традиционная электроника, гораздо спокойней относились к этим нетанцевальным проявлениям культуры techno, находя в ней что-то своё. Дорога – это жизнь. Если Вы не остановились на одном месте, если идёте куда-то вперёд, если Вы движетесь к каким-то новым, в данном случае музыкальным горизонтам, значит, Вы живёте.
У меня есть пара приятелей, которая и сегодня слушает только Deep Purple, которых они слушали 30 лет назад. Мне кажется, что это не совсем правильно. Наш мир постоянно меняется, наш музыкальный мир меняется вместе с нами, вместе с нашими условиями жизни. Я очень люблю всю ту музыку, которая звучит в моих программах. Я с удовольствием слушаю и рок, и джаз 50-х. Но это совсем не мешает, может даже и помогает мне, когда я на танцполе играю techno house. Так что давайте полноценно воспринимать существующий музыкальный мир... И я бы искренне пожелал Вам всем, чтобы в Вашей душе мирно сосуществовали и techno, и Strauss, и Beatles… Просто любите музыку!»
Мартин Ландерс – диджей, музыкант, радиожурналист, специалист по электронной музыке.