Рецензия: Борис Гребенщиков - «Услышь меня, хорошая»
Борис Гребенщиков давно обещал выпустить несколько альбомов каверов, и некоторые из них даже были записаны, но не вышли, поскольку на очистку авторских прав понадобилось много времени. «Постепенно движется к тому, чтобы всё это разрешили», - говорил БГ ещё в январе, и к концу года появился результат в виде диска «Услышь меня, хорошая», куда вошли кавер-версии в основном советских песен. Пластинка (пока) не появилась на цифровых витринах, но её можно послушать на сайте благотворительного проекта «Ночлежка», оказывающем помощь бездомным. Там же можно оставить любую сумму в качестве пожертвования.
С содержанием альбома этот благотворительный ход никак не связан. Борис Борисович исполняет здесь песенную классику - романсы, советские песни, а также стилизации под них: «Лейся, песня», «Песня о встречном», «Славное море, священный Байкал», «Когда весна придёт, не знаю», «То не ветер ветку клонит», «Крутится-вертится, шар голубой» и т.д. Возможно, для кого-то будет неожиданностью, что музыку советского периода БГ (типа бравурного марша «Песня о встречном») исполняет даже с некоторым пиететом - хотя и в своей манере, конечно. А вот душевные «оттепельные» песни вроде «Весны на Заречной улице» звучат так, что их можно незаметно подменить в саундтреке одноимённого фильма, и будет примерно то же самое.
Подобное ласковое отношение к «совку», который все подпольные рокеры ненавидели, немного озадачивает; впрочем, мудрый гуру БГ любит порой изображать смирение во внутренней эмиграции, которая важнее внешней суеты. Как бы то ни было, альбом «Услышь меня, хорошая» нельзя назвать концептуальным или выражающим какую-то определённую идею. Апологетики советской культуры здесь нет, а своё ироничное спокойствие Гребенщиков порой разбавляет провокационными ходами. Так, пластинка начинается с абсурдистской дворовой народной песни «Случай в Ватикане», и в этот момент можно предположить, что и без хулиганской «Подмоги» трек-лист не обойдётся. Однако далее БГ заключает мирный договор с коммунистическими песнями, а также со столь же трепетно исполненными «Священным Байкалом» и «Когда весна придёт, не знаю». После этого звучит «Катя-Катерина» собственного авторства, мало чем отличающаяся от каверов по настроению. А дальше Борис Борисович опять расширяет концепцию, спев на небанальные стихи Николая Заболоцкого и Олега Григорьева, а также исполнив инструментальный номер «Северо-Запад», сочинённый совместно с Сергем Щураковым. Впрочем, на этом альбоме БГ не делает больших различий между Заболоцким и Исаковским с Фатьяновым: всё любовно превращено в песни группы «Аквариум», хотя и не все поклонники по достоинству оценят такое пополнение репертуара ансамбля.