История казачества от 3 марта
3 марта 1721 года (по старому стилю) - важнейшая веха в законодательном оформлении казачества, подчинение казачьих войск военной коллегии.
Период с конца XVII до последней четверти XVIII вв. характеризуется расширением притязаний правительства на управление вольными казаками, попытками последних отстоять свои вольности. Городовые казаки как особый разряд служилых людей исчезает вместе со стрелецким войском. Слободские казачьи полки в 1765 г. переформируются в регулярные гусарские полки. Однако процесс создания особых частей в XVIII в., находящихся на положении казачьих не прекращался, что во многом обуславливалось потребностью государства в военной силе и невозможность удовлетворить ее исключительно регулярными войсками. В рассматриваемый период были учреждены, либо получили законодательное оформление многочисленные части: 1700 г. – Чугуевские казаки; 1732 – Волгское войско на Царицынской линии; 1736 – казачья часть в Оренбурге; 1748 – получили военное устройство Бахмутские казаки; 1750 – учрежден полк из Астраханской казачьей команды; 1770 – Моздокский полк; 1787 – Екатеринославский казачий корпус; 1788 – Войско верных казаков, позже – Черноморское и др. Из перечисленных продолжали свое существование только те казачьи войска, которые решали не только краткосрочные тактические задачи текущих войн (обычно служивших поводом для создания казачьего подразделения), но пригодные для решения стратегических задач колонизации и хозяйственно-экономического освоения окраинных территорий. Несмотря на интенсивное создание казачьих подразделений, трудно не согласиться с авторами «Истории казачества Азиатской России», указывающими, что до начала XIX в. законодательных актов четко определяющих статус казаков и регламентирующих их взаимоотношения с правительством не было. В петровском Табеле о рангах казачьи чины попросту отсутствовали, обсуждающийся в 1767-1768 гг. «Проект законов о правах войск казачьих» принят не был. По всей видимости, такое положение вещей обуславливалось с одной стороны отсутствием сколько-нибудь прочной законодательной традиции в оформлении правового поля для такого сложного организма как войско, с другой - правительство в рассматриваемый период было занято «приручением» вольного казачества. По окончании этого процесса законодательство для Донского войска послужило образцом для остальных казачьих войск.
Важнейшей вехой этого процесса стало подчинение казачьих войск 3 марта 1721 г. (по старому стилю) военной коллегии. До указанного события взаимодействие с вольным казачеством осуществлялось через Посольский приказ и Иностранную коллегию, то есть разница в положении бывших городовых казаков и вольных нивелировалась. Помимо этого, если ранее казаки имели номинальную возможность самостоятельно регулировать вопросы прохождения службы, то теперь служба стала обязательной, поголовной и пожизненной. Одной из повинностей стало обязательное заселение окраинных территорий – на Кавказ, в долины рр. Аграхань и Гребень; на Волгу, на Царицинскую линию; на Кубанскую линию. Следующее знаковое событие – в 1723 г. войсковые атаманы стали назначаться высочайшими указами и именоваться «наказными», и это новшество закрепилось, несмотря на довольно долгое противодействие казаков.
3 марта 1815 года в период войны с французами за храбрость в сражениях 4-й Украинский казачий полк был удостоен серебряных труб (прим. - коллективная боевая награда). Ранее ими были удостоены 1-й, 2-й и 3-й Украинские казачьи полки. На казачьих наградах надписи содержали название отличившегося полка.
3 марта 1917 года уссурийские казаки собрались на общий митинг по поводу известий о революции и определения дальнейшей жизни казаков при новом строе.
Первые телеграммы о Февральской революции, отречении Николая II и событиях в Петрограде на Дальний Восток пришли 2 марта 1917 г. Во многих городах и поселках представители администрации попытались утаить содержание этих телеграмм, надеясь на изменение ситуации в столице. Однако известия о революции долго скрывать не удалось, и уже 4 марта текст телеграмм был опубликован во всех газетах Дальнего Востока.
В Никольске-Уссурийском товарищ прокурора и начальник охранного отделения тоже попытались 2 марта скрыть телеграмму. Одному из офицеров гарнизона удалось добыть пробный оттиск, и телеграмма была прочитана в некоторых воинских частях, в том числе и казакам 1-й особой сотни Уссурийского казачьего войска, расквартированной в Никольске-Уссурийском. На другой день, 3 марта 1917 г., находившиеся в городе уссурийские казаки собрались на общий митинг. Прибывший в тот же день в Никольск-Уссурийский из станицы Полтавской известный в войске есаул А.М. Шестаков стал вести среди казаков активную агитацию в поддержку нового строя и необходимости проведения широких реформ в Уссурийском казачьем войске. Он призвал созвать Войсковой сход для оценки событий и определения дальнейшей жизни уссурийских казаков при новом строе.