Юрий Темирканов открыл фестиваль Мстислава Ростроповича
Оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением маэстро сыграл произведения Сибелиуса и Равеля
VIII Международный фестиваль Мстислава Ростороповича, посвященный 90-летию со дня рождения великого музыканта, стартовал концертом академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Дирижировал выступлением в Большом зале консерватории народный артист Юрий Темирканов, которого сам юбиляр называл «душевным, легким, замечательным».
Открыл вечер триумвират в составе вице-премьера Ольги Голодец, художественного руководителя фестиваля Ольги Ростропович и главы департамента культуры правительства Москвы Александра Кибовского. Приветственные слова свелись к необходимому минимуму, а затем на большом экране, закрывшем знаменитый орган, показали фрагмент фильма о Ростроповиче, где, среди прочих славных, появился Темирканов.
«В Ростроповиче бурлила энергия десятерых, — восхитился он. — После концерта мы сидели до четырех часов в ресторане, ужинали. Потом он мог встать в шесть и поиграть на виолончели, потом сесть на самолет, полететь в Вену, продирижировать там, а затем прилететь в Мадрид и продолжать гастроли».
Темирканову самому этот режим был не в диковинку, как в жизни, так и в музыке: недаром поэт Вознесенский именовал его «термоядерным дирижером». Однако в качестве приношения покойному другу маэстро выбрал далеко не термоядерное произведение — эпически раздольную Вторую симфонию Яна Сибелиуса.
«Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое», — охарактеризовал процесс создания опуса финский классик. Нельзя сказать, что композитор исполнил это повеление. Музыкальные камушки, прекрасные по отдельности, с трудом формируются в цельную картину.
Надо быть дирижером уровня Темирканова, чтобы сложить из них даже не мозаику, как пожелал автор, а великолепное монолитное полотно. Петербургский мастер с задачей с честью справился, твердой рукой вывел свой оркестр к сумрачно-патетическому финалу и волевым жестом утвердил его ослепительно мажорное завершение.
Во втором отделение прозвучали сочинения Равеля, что соответствовало концепции фестиваля: Ольга Ростропович решила посвятить форум странам, с которыми Мстислава Леопольдовича связывали родственные и дружеские отношения. Франция приняла его после изгнания, а Морис Равель по праву олицетворяет французскую музыку.
Здесь Темирканову уже не пришлось «складывать камушки». Слышно было, что сюита «Моя Матушка-Гусыня», очаровательный пересказ прованских сказок, и в особенности завораживающий «Вальс», этот «портрет балета», как назвал его заказчик Сергей Дягилев, для маэстро — чистое наслаждение. На бис дирижер еще раз порадовал себя и зал балетом, сыграв тончайшее Amoroso из прокофьевской «Золушки».
Простился Юрий Темирканов с публикой в статусе почетного профессора Московской консерватории. Ректор вуза Александр Соколов вручил гостю диплом и мантию. А также отметил, что таких профессоров в истории прославленного учебного заведения всего 15, в том числе Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. К слову, накануне концерта в память великой пары открыли мемориальную доску по адресу Газетный переулок, 13/15. В этом доме супруги жили с 1955 по 1974 год до отъезда в эмиграцию, а в начале 1990-х сюда же вернулись.
Далее в расписании фестиваля — выступления Вашингтонского Национального симфонического оркестра (NSO), которым Мстислав Ростропович руководил более 17 лет. Коллектив выступит под управлением своего музыкального руководителя Кристофа Эшенбаха: 29 и 30 марта в Москве, 31-го – в Санкт-Петербургской филармонии. В программе — симфонии Шуберта и Шостаковича.