Жамки «Аццкий цырк»
Понятие инфернального шапито успело стать трендом. Группа «НОМ» свой альбом «Семеро смертных» (о самых тяжелых грехах человечества) довольно точно окрестила «загробным цирком». Столичная дэнс-металлическая команда Mordor, поющая примерно о том же, свои концерты и альбомы выстраивает по принципу средневекового ярмарочного представления об аде.
На их фоне тульская разудалая банда «Жамки» кажется слишком уж легковесной и со своим «падонкафским» «Аццким цырком» годится лишь на разогрев. В основу альбома положен принцип каламбура. Вот есть, скажем, анекдот: «Моя жена в последнее время стала часто употреблять модное слово ГАДЖЕТЫ... Но как то необычно... по слогам». И «Жамки» радостно подхватывают идею, превращая эту игру слов в забавный дуэт с Блондинкой Ксю «Гад же ты».
Здесь есть хотя бы нехитрая интрига семейного скандала. А в «Я и бал» музыканты, увы, не идут дальше навязчивого повторения скабрезного фонетического казуса. «Запись дубля» должна порадовать ценителей книги Зигмунда Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному», которые наверняка найдут в песне много интересного материала для своих изысканий о сексуальных девиациях. Всем остальным останется лишь пожать плечами и брезгливо отвернуться. Еще невнятнее получился трек про рыбалку «Петр едет на осетр», который наверняка родился из какого-то местечкового прикола.
Лучшей песней альбома оказалась сатирическая «Брови», посвященная таджикским гастрабайтерам, приехавшим строить Москву. Неожиданным образом песня заставляет вспомнить рассказ замечательного современного писателя Михаила Елизарова «Маша», который сравнил населенный нацменами московский район Теплый стан с ТаджикиСтаном и КыргызСтаном.
Таким образом, «Жамкам» не стоит зацикливаться исключительно на пошлых каламбурах, ведь хорошая литература дает гораздо больше пищи для размышлений о природе «адского цирка». Недаром слово «жамки» (маленькие тульские прянички, сработанные из «отходов производства») встречается в произведениях Ивана Бунина и Леонида Андреева. Правда песне «Русские герои» «Жамки» не выдерживают сравнения с русскими классиками, сводя большую и неоднозначную тему к привычному вялому зубоскальству.