«Операция Пластилин» - «Маяк»
Когда группа существует с 2002 года, а ты про неё вот только что узнаёшь - это озадачивает. И издателя, судя по всему, тоже. «Операция Пластилин» выпустила уже восьмой альбом, но на «Союз Мьюзик» у них дебют, и выпускающий лейбл сопровождает его вот такой аннотацией:
«Новый студийный альбом одной из самых ярких, самобытных и востребованных российских панк-групп. Молотов-коктейль из рока, панка, регги, ска, стихов, новой волны. У группы около 15.000 поклонников «ВКонтакте»... и т.д.
Выводы относительно востребованности коллектива вы можете сделать сами, гораздо больше вопросов вызывает фраза насчёт «Молотов-коктейля» из разных жанров. Ведь если удачно перемешать перечисленное, можно создать заманчивый жанр, который сильно повысит твою востребованность. Произошло ли это с «Пластилином»? Вопрос риторический.
Интересно, что озадаченный издатель добавил ребусов и слушателю, который умудрится приобрести компакт-диск с альбомом «Маяк». В толстом по нынешним временам и подробном буклете тексты песен написаны белым по чёрному - это ещё куда ни шло, - но названия композиций и половина выходных данных - бордовым по чёрному, а вот это уже разглядеть невозможно совершенно. Подобные косяки, возможно, и говорят о самобытности, но востребованность точно не увеличивают.
Между тем, музыкальное содержание диска показывает, что подход «Операции» к панк-року далёк от традиционного, поэтому и промоушна альбом требует более тонкого, чем обычные пиар-«хвалилки», которые публика пропускает мимо глаз. «Маяк» начинается с мрачного стихотворного полотна «Гиганты», способного отпугнуть впечатлительного слушателя. К счастью, стихи на этом заканчиваются, и всё-таки начинаются песни: стремительный трек «Маяк» радует как отчаянными интонациями солиста, в этот момент напоминающего Тэма Булатова из «Люмена», так и взвинченной скрипкой в аранжировке. В «Я на качелях» в палитру добавляются буйнопомешанные клавишные, недурно украшающие песню. Хорош и трек «Танцевать!» - он о том, как можно выплёскивать молодёжную агрессию, - и резко-мелодичная «Безусловная любовь» с уместными женскими партиями.
К середине альбома у «Пластилина» резко идёт на спад количество аранжировочных новаций, зато на первый план выходит протестная ярость, свойственная альтернативной музыке. Если в «Тем, кто слышит и чувствует» протест звучит всё-таки слегка абстрактно, то «Тяга к свободе (крепче всех тюрем)» выглядит более адресно - но Роскомцензуре можно не беспокоиться, потому что речь в песне идёт о международных практиках борьбы за свободу и методов подавления этой борьбы. После проникновенно-лиричной «В пене времени» группа, правда, сбрасывает осторожные маски и оставляет на финал диска злющие треки «Фестиваль пакетов», «Государство» и «Ложь»
Возможно, команде всё-таки имеет смысл определиться, что ей ближе - лютые политические памфлеты или эксперименты по скрещиванию панка с новой волной. И в том, и другом направлении есть неплохие перспективы, но сосредоточиться лучше на чём-то одном.