На Валааме участники певческого фестиваля возрождают древние православные песнопения
В Валаамском монастыре проходит уникальный фестиваль православного песнопения. Он посвящен памяти Святого равноапостольного князя Владимира - крестителя и просветителя Руси.
На Певческом поле, которое возвели специально к этому событию, звучат древне-сербские, болгарские, византийские распевы - более полутысячи из разных стран.
Крючки и черточки – древнейший церковный распев. Специалисты уверяют, что именно эта музыка сопровождала богослужения первых христиан. А читать их по-настоящему умеют только афонские монахи.
"Именно на этой нотной системе поют с XII века, она называется "Парасимантика". Прежде всего, важно слово! А музыка уже следует за словом", - говорит регент хора насельников Великой Лавры св. горы Афон иеромонах Филипп.
Грузинская молитва, тоже спасенная от забвения. В XIX веке ее успел записать великий подвижник, которого в XXI веке за титанический труд даже причислили к лику святых.
"У нас был такой Филимон Коридзе, он был оперный певец, солист "Ла Скала", он приехал и 5000 песнопений записал своими руками", - рассказывает руководитель хора грузинского патриарха Георгий Донадзе.
Пожалуй, только на Валааме могла родиться такая идея – соединить в одной молитве хоры из разных стран, когда богослужение ведется сразу на нескольких языках и при этом, благодаря музыке, понятно без перевода.
"Мы должны терпеть друг друга, если не можем любить, а мы должны любить! Без любви ничего в жизни не бывает. Бог есть любовь", - говорит настоятель Киево-Печерской лавры митрополит Павел.
Древне-сербские, болгарские, византийские распевы звучат в эти дни в стенах Валаамского монастыря. Здесь проводят фестиваль, посвященный памяти Крестителя Руси, Святого Князя Владимира.
Но не только церковные коллективы пригласил Валаамский монастырь на свой первый Свято-Владимирский фестиваль. Здесь на специально построенном Певческом поле будут петь и светские коллективы, как например этот сводный хор - в нем более 100 человек, все они их разных стран, но представляют одну православную культуру.
Выясняется, что общего у разных народов гораздо больше, чем отличий. Например, новгородский гудок - чем не скрипка? А известная, как казахская, на самом деле - древнерусская домра.
"Мы это забыли, потому что в какой-то момент времени у нас это подменила другая культура и менялась она довольно долго, целенаправленно. Но если культура жива, если песня живая, совершенно неважно, какого она времени, XII или XV века, и на каком языке она поется", - говорит этномузыкант, певец и хормейстер Андрей Котов.
Древнее искусство переживает сейчас настоящий Ренессанс. Все больше людей интересуется своими историческими корнями. Во всяком случае, свободных мест на Певческом поле в эти дни нет.