Как отметят столетие Ирины Архиповой.

Январским утром, сразу после Нового года, второго - в тамбовской усадьбе Ивановка, в Музее-заповеднике великого Сергея Рахманинова откроется международный музыкальный фестиваль к столетию великой Ирины Архиповой. Связь между этими двумя большими именами - композитора и певицы - очевидна. Хорошо известно, как много сделала когда-то примадонна Большого театра для возрождения рахманиновской усадьбы. И сама она не раз настаивала: "Ивановка для русской культуры имеет значение не меньшее, чем пушкинское Михайловское или дом Чайковского в Клину".

На фестивале в честь Архиповой в Ивановке будет открыта выставка, покажут документальные фильмы и пройдут камерные вокальные вечера. Также 2 января, в день рождения певицы, концерт-посвящение дадут в Мариинском театре, а в Москве Ирину Константиновну вспомнят в Малом зале Консерватории. А спустя несколько дней, 8 января, эстафету вечеров-приношений примет столичный зал "Зарядье", где выступят яркие молодые певцы. И это очень символично: Ирина Константиновна, как никто другой, любила и умела пестовать юные вокальные дарования.

 

Музыкантская биография великой певицы начиналась обыденно: детское увлечение музыкой и уроки игры на фортепиано. Но в 1942 году, окончив школу в эвакуации в Ташкенте во время Великой Отечественной войны, она поступила не в консерваторию, а в Московский архитектурный институт (МАРХИ), который находился в эвакуации там же, в столице Узбекистана. Настоял отец. Константин Ветошкин был видным специалистом в строительстве и хотел для дочери "солидного" образования.

В чем уникальность пения Архиповой? Это идеальный сплав интеллекта и свободного владения голосом, отточенного до совершенства. При присущем ее натуре актерском минимализме, именно голосом певица незабываемо выражала все переживания и чувства женской души, при этом никогда не изменяла хорошему вкусу, музыкальности, рождая невероятную глубину и проникновенность художественного образа. За годы работы в Большом галерею ее образов составили два десятка партий: Марфа и Марина Мнишек (в "Хованщине" и "Борисе Годунове" Мусоргского); Любаша, Весна, Любава в операх Римского-Корсакова "Царская невеста"...

 

Зная и понимая все профессиональные нюансы вокального искусства, Архипова видела решение многих проблем прежде всего с государственных позиций и в контексте развития национальной культуры. И умела, как никто другой, находить мудрые выходы из самых разных ситуаций, создавала в художественной жизни страны ориентиры подлинного мастерства и помогала к ним приблизиться.

Российская газета - Федеральный выпуск: №296(9538)

Наталья Е

Просмотров 9 Сегодня 2
Радио
Подкасты
Статьи
Избранное
Настройки