Капалика. Через грех к святости.

NN...


     Самым тяжким, страшным и позорным грехом в индуизме считается грех убийства брамина. И некогда случилось так, что величайший из богов и духовный учитель всех живых существ, Господь Шива, стал повинен в этом грехе, отрубив одну из пяти голов творца мироздания Брахмы, который был также и первым представителем браминской касты. Существует несколько легенд, изложенных в различных писаниях, по-разному повествующих об этом судьбоносном событии. По одной из версий Шива таким образом наказал Брахму за ложь. По другой - за похоть, когда Создатель вселенной, будучи пьян, воспылал страстью к собственной дочери. По третьей Шива отрубил голову Брахме в поединке, когда тот дерзнул оспорить первоверховенство Шивы и наговорил в его адрес оскорблений. И хотя в деталях эти истории и разнятся, в основной своей сути они едины — первое живое существо во вселенной, а также первый брамин нарушил дхарму — всеобщий фундаментальный морально-этический принцип, и Шива, которого называют также Дхармадхарин (поддерживающий дхарму) был вынужден взять на себя бремя самого тяжкого из грехов во имя восстановления дхармы и вразумления первого и изначального брамина. Каждая из голов Творца мирозданья является самостоятельной личностью, а посему, невзирая на то, что Брахма всё-таки остался жив, Шива, совершив этот поступок, стал грешником и убийцей. Одной рукой он взял Господа Брахму за темя, а другой с помощью меча отделил одну из его голов от тела. Но отрубленная голова словно приросла к руке Шивы и отделилась спустя очень долгое время, которое Шива в облике Капалешвары был вынужден провести в чрезвычайно суровых аскезах, искупая совершённый им грех. Держа в руке череп (или его верхнюю, теменную часть, которая, собственно, и называется «капала») Брахмы, прося подаяние и странствуя в сопровождении самого нечистого животного — собаки, обитая в самых нечистых местах, он совершал покаяние до тех пор, пока не пришёл в место, называемое Каши (совр. город Варанаси. На санскрите "каши" означает "сияющий", "великолепный"), где им и был полностью искуплен самый тяжкий из возможных грехов. Таким образом Шива стал первым убийцей брамина, а также первым капаликой и основоположником одноименной традиции.

До сих пор в Индии можно увидеть людей либо обнажённых, либо одетых в чёрное, вымазанных пеплом, сидящих в местах сожжения трупов, носящих с собой человеческие черепа и сделанные из них чаши, ведущих асоциальный и маргинальный образ жизни, употребляющих одурманивающие вещества и совершающих оргиастические ритуалы на шмашанах (кремационных площадках). Чаще всего они называют себя капаликами, тантриками или агхори (бесстрашными), в результате чего в сознании западного человека, либо не бывавшего в Индии вовсе, либо бывшего там туристом в течение короткого времени, понятия "капалика", "агхора" и "тантра" стали почти тождественными друг другу. Однако это не совсем так. Согласно ведийской традиции, человек, убивший представителя высшей касты (или любого другого добродетельного или благородного человека), должен был во искупление этого греха в течение двенадцати лет вести бродяжнический и нищенский образ жизни, постоянно нося с собой капалу, сделанную из черепа умерщвлённого им брамина. Такой человек утрачивал кастовую принадлежность, а средством к существованию ему должна была служить милостыня, которую ему подавали в капалу. Эта же капала служила ему и посудой для приготовления и принятия пищи. Иными словами, капала являлась как инструментом жизнеобеспечения, так и символом, напоминавшем её владельцу о совершённом злодеянии. Для окружающих же она была свидетельством того, что перед ними убийца и грешник, а также сам Шива в одной из своих наиболее грозных и отталкивающих ипостасей. В этом заключён один из величайших парадоксов бытия — дхарма (закон, мораль) поддерживается и устанавливается посредством адхармы (греха и беззакония). Именно в этом заключается смысл противоречивого на первый взгляд утверждения, встречающегося в нескольких Упанишадах и Тантрах: «беззаконие есть закон» (адхарма эва дхарма).

Иными словами, капалики — это люди, совершившие тяжкие преступления, как правило, убийства, в результате чего утратившие касту, готру (род, восходящий к какому-либо великому мудрецу), благосостояние, семью и т.п. Прибежищем им мог быть в силу описанных выше причин только Шива, а путем к самореализации, богопочитанию, служению другим живым существам, равно как и к индивидуальному духовному росту могли быть только дисциплины, связанные с почитанием Шивы и Шакти и лежащие вне ведийской системы, основанной на кастах и благочестии. Поэтому эти отверженные естественным образом собирались в группы (как правило, на шмашанах), а среди них выделялись наиболее опытные и харизматичные лидеры и наставники. Таким образом были сформированы те традиции, которые нынче имеют собирательное наименование «капалика». Поскольку путь саморазвития, указанный в Ведах, для капаликов был закрыт, ими активно использовались методики и принципы, изложенные в различных Тантрах, в силу чего их духовная практика носила, да и носит до сих пор откровенно тантрический характер. Своих священных текстов они не имели (хотя бы в силу большого количества среди них неграмотных), а различные знания и т. п. передавались изустно от учителя к ученику. В результате этого среди капаликов сформировались различные линии передачи духовной науки, каждая из которых была самобытна, а некоторые опирались на авторитет различных Тантр и Агам.

Существует распространённое мнение, что капалика — это некая древняя "авторитетная" школа или секта со своей философией, вероучением, священными текстами, лидерами, иерархией и т.п., однако оно ошибочно. Капалика - это скорее феномен, внутри которого нет ничего из этого, но который при этом является своего рода квинтэссенцией всей ведийской морали и мудрости такой, какова она есть по самой своей сути, вне контекста меняющихся от страны к стране, от эпохи к эпохе морально-этических, социальных и религиозных догматов, стереотипов и атрибутов. В большинстве случаев практика капаликов направлена не на обретение благих заслуг перед дхармой, Богом и обществом, а на полное освобождение сознания от оков ложных самоотождествлений, греха и добродетели, различных социальных и религиозных ценностей, догматов и постулатов. Именно поэтому она часто бывает связана с совершением самых непристойных с виду деяний, которые, однако, приносят великий плод святости, а адепт становится подобным самому Шиве, знающим своё собственное "Я" как неотличное от вселенского и от собственного "Я" других живых существ, не связанным правдой и ложью, почётом и позором и подобными им другими диаметрально противоположными категориями.


Просмотров 4708 Сегодня 42
Радио
Подкасты
Статьи
Избранное
Настройки