Третий «Олимпийский» разряд
В «Олимпийском» состоялся первый из двух концертов Земфиры, завершающих ее последний тур «Маленький человек».
Алексей Навальный, женщина в кожаной сбруе поверх желтой кофточки и мужчины со стрижкой по люберецкой моде середины 1990-х — на отчетном концерте Земфиры в «Олимпийском», как и прежде, можно составить вполне ясное представление об активной части населения России или хотя бы Москвы. Даром что для того, чтобы проникнуть в спорткомплекс вечером 1 апреля, требовалась недюжинная стойкость: посетителям танцпартера нужно было отстоять три очереди, прочим — две. Несмотря на то что двери были открыты задолго до начала представления, провести на свежем воздухе в сгущающихся сумерках нужно было где-то час-полтора.
В связи с этим выступление открывающих шоу канадцев The Dears многим вынужденно пришлось пропустить.
Впрочем, пришли люди в этот вечер не за заокеанскими инди-рокерами, а на традиционное выступление любимой певицы, которое, учитывая ее решение больше не проводить туры, может оказаться последним в своем роде. Дело в том, что концерты в «Олимпийском» в карьере Земфиры носят особый статус: они резюмируют некий этап, демонстрируют достижения за довольно обширный период. Проводятся они в связи с этим нечасто — раз в восемь лет. Первый был в 2000-м и являлся доказательством состоятельности новой звезды «Нашего радио» в роли полноценной героини поколения, второй — венчал тур, приуроченный к выходу альбома «Спасибо», и доказывал, что Земфира способна меняться. Нынешний, третий концерт в «Олимпийском» не имеет формального повода, однако подготовка к нему была не менее серьезной. Специально для нынешнего тура певица набрала пятерку британских музыкантов, поскольку российские ее запросы уже не удовлетворяли. В интервью Владимиру Владимировичу Познеру (которого Земфира поздравила с днем рождения со сцены) она восторженно рассказывала, как ее новая группа репетирует с утра и до позднего вечера.
При первом же взгляде на сцену сомнений в этом не возникало — по мастеровитости и сыгранности нынешняя группа Земфиры даст фору большинству популярных российских составов.
В соответствии с возможностями группы были переделаны и аранжировки песен, и общая концепция шоу. Нашлось место и многочисленным экранам (включая один панорамный под потолком, как у Muse и U2), и сложно устроенному языку подиума, прорезавшего партер. Звук и свет тоже, как обычно, были на высоте, хотя и не без накладок: в какой-то момент Земфира после многочисленных пассов руками сообщила, что плохо слышит себя в мониторы. В целом же Земфира продолжает свой тур де форс: нынешний концерт был явно призван доказать технический уровень, которого вполне могут достичь российские артисты, если будут долго и упорно работать — над собой, над имиджем, над аранжировками. Особенно это было видно по центральной части программы, которая была посвящена основательно переработанным песням с последнего альбома певицы «Жить в твоей голове» («Река», «Кувырок» и др.), аранжировки там были самыми изощренными.
Досталось и вечнозеленым хитам — например, утяжеленным «Брызгам» с обязательной строчкой «брызги чата из-под колес», посвященной самым преданным фанаткам из «земчата».
Собственно, именно на хитах и проступал особенно явно ностальгический характер мероприятия. Да, Земфира проделала большую работу по декорированию старых и новых песен, да, сделала большое шоу, сравнимое с представлениями мирового класса. Однако стоило оглянуться, чтобы понять: в зале очень немного людей моложе 25 лет, это проверенная аудитория, которая знает, когда надо зажигать мобильники и как еще порадовать любимую певицу. Знают, как надо смеяться, когда она матом пошутит про биатлонистов. Но они в курсе уже давно и приходят не за новыми впечатлениями, а для того, чтоб предаться воспоминаниям о юношеских попойках на Старом Арбате. Новые аранжировки и прочие эксперименты многим из этих людей и вовсе поперек горла — достаточно посмотреть отзывы в соцсетях. И в этом смысле, возможно, смена тактики и отказ от туров в пользу отдельных концертов — это еще и способ освежиться и не оставаться навсегда героиней сытых нулевых.