Рыбацкий вопрос "Но тут пришел пангасиус..."
Рыбу мало поймать, ее надо еще и продать. Чтобы элементарно заплатить рыбакам за нелегкий труд, закупить топливо для следующего рейса, а если удаст-ся, то и отложить что-то с дальним прицелом - на приобретение нового судна. Однако продать улов порой оказывается не менее сложно, чем добыть. Кто может поддержать в этом владельцев предприятий? Свое мнение на этот счет у председателя областного комитета рыбохозяйственного комплекса Олега Заболотского:
- Рыбопромышленники в течение последних лет в самых разных инстанциях отстаивали свою позицию относительно изменения законодательства, снятия излишних административных барьеров. И в результате многого добились. Сегодня положение в отрасли относительно стабилизировалось. Уверенность в завтрашнем дне дают распределенные на длительный период квоты, благодаря чему рыбаки нередко задумываются об обновлении флота. Уловы растут, все больше рыбы поступает на российский берег. А потому в целом нынче отрасль уже не нуждается в плотной государственной опеке. Главное - не мешать. Тем не менее есть проблема, о которой рыбопромышленники в последнее время говорят все чаще. И в решении которой рассчитывают на поддержку властей. Это ценообразование и - шире - реализация рыбопродукции.
Связана проблема отчасти, как ни странно на первый взгляд, именно с ростом уловов. Заболотский приводит в пример недавнюю ситуацию с мойвой. В самом начале года, перед выходом на путину, рыбаки были уверены, что проблем с реализацией народной рыбки не будет. Мол, в прошлом году-то не хватило, пришлось даже подвозить на Мурманский рыбокомбинат из Норвегии. И что в результате?
- У одной только компании «Робинзон» на холодильниках зависло около девяти тысяч тонн. И как цену ни сбавляют, на объемы продаж это влияет мало. Рынок насытился. Мы в комитете уже год отслеживаем ситуацию - и в отдельных магазинах, и в торговых сетях по всей области. Причем у нас такие виды, как скумбрия, селедка и та же мойва, стоят в среднем на 20 рублей дешевле, чем по Северо-Западу, - как в общем-то и должно быть. Но на продажах это не сказывается.
С другой стороны, в области возникают свои внутренние ценовые парадоксы. Скажем, в Ловозере треска лишь немногим дешевле, чем в любом ЗАТО. А ведь в гарнизонных городках после увеличения жалованья военнослужащим торговля подстраивается под их возросшие возможности, и, казалось бы, разница должна быть существенной. Тем более что жителям Ловозера, саамам - как представителям коренного малочисленного народа Севера - ежегодно выделяется квота на вылов в общей сложности 300 тонн трески, не говоря уже о пикше. Кроме того, в том районе развито спортивно-любительское рыболовство, и люди привыкли к другим, в том числе озерным видам рыб. А вот поди ж ты, треска стоит почти столько же, сколько и в гарнизонных городках. Почему? В этом еще предстоит разбираться, как заметил Олег Заболотский.
Но вернемся к мойве. На недавнем заседании регионального рыбхозсовета не раз высказывалось мнение, что проблемы с ее реализацией не в последнюю очередь стали результатом, так сказать, иностранной интервенции. Из Юго-Восточной Азии на российские прилавки потоком хлынули пангасиус и прочая искусственно разводимая рыба. Происхождение и качество весьма сомнительны, цена - дешевле мойвы. Вот и остаются холодильники с нашей рыбкой забитыми, а ее добытчики - без денег, на которые рассчитывали.
- Так есть какие-то способы выйти из сложившейся ситуации?
- Прежде всего напрашиваются ограничительные меры. О них и говорили рыбопромышленники, настаивая на том, что импортную рыбу следует обложить дополнительными таможенными пошлинами. То есть дверь для нее на отечественный рынок должна оставаться открытой, но не нараспашку. Таможенная ставка может при этом быть гибкой. И реагировать на изменения на рынке государство должно очень оперативно. Рыбная продукция не может ждать годами, пока чиновники того или иного ведомства наконец обратят внимание на проблему и внесут соответствующие изменения в нормативные акты. Но ведь это не единственная возможность поддержки отечественного производителя.
Другой (или параллельный) вариант, как подчеркивает председатель комитета, - государственный заказ. Минобороны, УФСИН, минобразования (детсады и школы) - во всех этих структурах есть большое число потребителей, которых необходимо нормально кормить. Не каким-то там непонятным пангасиусом, а качественными отечественными рыбными продуктами без всяких био- и химдобавок. Наши российские рыбопромышленники способны решить такую задачу. А государственная система распределения заказов должна в этом случае встать на сторону своего товаропроизводителя.
Андрей ПОПОВ