В Югре будет создан совет для защиты от туристических "этноподделок"
О том, что Югра должна стать туристической меккой для всех любителей сибирского экстрима и людей, жаждущих раскрыть тайны маленьких северных народов, в регионе говорится уже давно. Но, к сожалению, добиться этой цели не так-то просто. С какими проблемами сталкиваются аборигены в борьбе за путешественников, почему ханты и манси боятся приезжих и имеют ли право на существование «этноподделки» – в материале «Новостей Югры».
Перед новогодними праздниками в Ханты-Мансийске состоялся форум «Лидеры туриндустрии в развитии и продвижении этнографического туризма Югры». По словам организаторов, об участии в нем заявило не менее 100 человек со всего округа, готовых в очередной раз рассказать о своих проблемах и поделиться успехами. Вот только по факту количество собравшихся значительно уступало заявленному. Как выяснилось, причиной «неявки» стали внезапно наступившие морозы, которые помешали жителям отдаленных стойбищ и поселений добраться до окружной столицы. Однако вопросы, поднятые на форуме, в значительной мере касались именно аборигенов Югры.
«Считаю, что пока в Югре нет существенной поддержки этнотуристического направления, – заявила депутат думы автономного округа Татьяна Гоголева. – Нельзя любое направление въездного туризма называть этнографическим, поскольку люди, которые в этом году получили гранты на развитие внутреннего турпродукта, весьма посредственно знакомы с той культурой, на которой будут зарабатывать деньги. Однобокая финансовая поддержка подобных предпринимателей может привести к тому, что цивилизация ханты и манси станет декоративной, вырванной из привычного контекста».
Опасения депутата разделяют многие представители сибирских угров. Впрочем, у такого подхода есть и оборотная сторона, на которую обратила внимание присутствующих Инна Арканова, начальник управления туризма департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры:
«Мы должны очень бережно подходить ко всякому вмешательству в жизнь малочисленных народов. Нельзя оказывать на них давление. На сегодняшний день этнотуризмом в округе занимается примерно восемь национальных общин, готовых принимать у себя отечественных и иностранных путешественников, рассказывать им про свои обряды, продавать сувениры и дикоросы. Однако работа с аборигенами не всегда имеет устойчивый и постоянный характер – слишком много факторов влияет на жизнь стойбища», - заявила чиновник.
Согласился с этим фактом и Александр Новьюхов, президент общественной организации «Спасение Югры».
– Действительно, многие общины заявляются на гранты, участвуют в конкурсах, но своевременно готовить турпродукт не могут. Семьи аборигенов просто не в состоянии каждый день впускать в свое личное пространство чужих людей, не понимающих сути и сакральности множества, казалось бы, бытовых моментов, – отметил Александр Новьюхов. – Выходом из этой непростой ситуации может стать строительство дублирующих баз, которые не будут местом жительства коренных малочисленных народов, но могут наглядно демонстрировать их образ жизни.
Особое внимание участников форума общественник обратил, по его мнению, на подмену понятия «этнографический туризм», повсеместно наблюдающуюся в округе. По словам Новьюхова, стоит разделять непосредственно этнотуризм и туризм с элементами угорской культуры.
– Наша организация внимательно следит за тем, что происходит в этой области, мы вынуждены отметить, что порой в погоне за прибылью предприниматели готовы организовывать обряды, которые никак не связаны с финно-угорскими народами. Этим «грешит» туриндустрия и Ямала, и республики Саха. Мы должны внимательно отслеживать, каким образом готовится турпродукт у нас – в Югре, чтобы не обманывать ожидания иностранцев, приезжающих к нам за мансийскими или хантыйскими «изюминками», а получающих взамен смесь из элементов тюркской, африканской и других культур. Необходимо поддерживать носителей традиций и знаний северных народов.
Впрочем, заявление руководителя «Спасения Югры» неожиданно подняло волну возмущения среди лидеров этнографической туриндустрии. Особенно на этом бунтующем фоне выделялись представители Сургута:
– Мы не можем стать мастерами ханты, но так же, как и они, имеем право на работу и коммерческий успех. Мы готовы развивать в округе адаптивную культуру, способную мирно уживаться с оригинальными сувенирами, созданными руками представителей МНС. Наши сувениры уже пользуются большой популярностью у туристов, так почему же вы говорите о том, что наша работа не нужна?!
– Мы не говорим о полном запрете адаптивной культуры, – парировал Новьюхов, – но сферы влияния необходимо разделить. Работа национального мастера может быть и примитивна, но она несет этнографическую нагрузку, а значит – и стоить должна на порядок выше простых сувениров, сделанных «под угров». Главное – не обмануть потребителя, четко объяснив ему это отличие.
В итоге участники форума сошлись на том, что в Ханты-Мансийске создадут специальный совет, который будет отслеживать и проводить экспертизу на соответствие угорской культуре туристических продуктов местных предпринимателей.