В тундру нужно вернуть женщин!
Современный образ жизни российских саамов, в частности тех, которые занимаются оленеводством, разрушительный - считают социологи.
В Ловозеро приехал научный сотрудник института Тромсё (Норвегия) Юлиан Константинов. Его визит в Мурманскую область не первый. На этот раз он наблюдал за ходом общего саамского собрания в селе.
16 декабря в местном Доме Культуры состоялось общее собрание саамского народа. В нем участвовало более семидесяти человек. Это представители общин и национальных организаций из Ловозера и других городов и поселков Мурманской области, депутаты и чиновники,сотрудники норвежских институтов.
Председатель саамского парламента и организатор встречи Валентина Совкина представила отчет работы за уходящий год. В том числе, она рассказала и о своём опыте работы в тундре. Она является членом оленеводческой комиссии и не по наслышке знает о том, как работает народ с оленями за тысячи километров от цивилизации. Бытовые условия, в которых сегодня живут оленеводы, ничем не отличаются от тех, что были десятилетия назад - сказала она. "Волосы к подоконнику прилипают от мороза" - описывает Валентина Совкина обстановку в доме на стоянке оленеводов. Задача всех, от кого так или иначе зависит решение проблем саамского народа сделать так, что бы семьи вновь могли сообща ездить на работу в тундру, считает общественный деятель.
Гость из Норвегии, Юлиан Константинов рассказал журналистам, что прибыл на эту встречу с научным интересом. Он давно изучает социальные особенности жизни саамского народа. По его данным, средняя продолжительность жизни оленеводов сегодня 40-45 лет. Пагубное влияние оказывает пристрастие к алкоголю, плохие санитарно-бытовые условия, отсутствие доступной медицинской помощи, низкая оплата труда и недостаток женского внимания. Семьями в тундре давно никто не живет. Жены и дети остаются в селах и городах, так называемых "чумных работниц" практически нет. Социолог считает,что жизнь в мужском коллективе, в удалении от цивилизации, оказывает разрушающее влияние на жизнь отдельных людей, а как следствие, целых семейных кланов. Исчезает преемственность уклада жизни, традиций, мастерства, ремесленничества. Юлиан Константиновский так же заметил, что на собрание пришли в основном женщины и, по его словам, "тундра" в лице непосредственных работников (мужчин) снова не представлена. "А ведь здесь обсуждают жизненно важные вопросы" - сказал он.
Заместитель главы администрации сельского поселения Ловозеро Николай Курзенев сказал, что бытовые условия в тундре зависят в первую очередь от хозяйственников, то есть от руководителей кооперативов и, тем не менее, муниципальные власти готовы помогать саамскому народу в решении насущных проблем. В качестве примера он привел оформление соответствующих документов для получения квот. Теперь, рыбакам не нужно заказывать документы в нотариальных конторах платно. Необходимые бумаги заверяют в администрации. "И это только один из шагов" - сказал он.
В ходе встречи представители общин смогли лично пообщаться с чиновниками и получить ответы на частные вопросы.