1 ноября Распоряжением №2332-р Министерства Юстиции Российской Федерации приостановлена деятельность общероссийской общественной организации
Однако они не решают комплекса проблем, стоящих перед коренными народами. Методика не имеет обязательную юридическую силу и не является обязательной для исполнения промышленными компаниями. Те компании, которые и раньше являлись социально ответственными и исполняли взятые на себя обязательства по отношению к общинам коренных народов (например, выплата компенсаций за изъятие земель под промышленные нужды) – и продолжают такими оставаться. Те, кто и раньше игнорировал интересы коренных народов – так и продолжают игнорировать. А Перечень лишь фиксирует районы, в которых коренные народы проживают исторически, да и то произвольно. Одни регионы внесли в Перечень муниципальные районы, а другие – поселения, иногда даже с указанием улиц. Произошло это потому, что Минрегион формировал Перечень по предложениям субъектов Федерации, не разработав определения понятия «места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
При этом из нового Плана по реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в 2012 - 2015 годах (Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2012 г. № 1906-р) законодательный блок просто выкинули, чтобы даже не утруждаться.
· В 2011 г. ликвидирован единственный орган государственной власти на федеральном уровне, в названии и в целях деятельности которого были прописаны малочисленные народы Севера – Комитет по проблемам Севера и малочисленных народов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Ассоциация, которая пыталась противостоять данной дискриминационной политике Правительства РФ и открыто обсуждала эти тенденции и в прессе и на многочисленных российских и международных конференциях и встречах постепенно становилась все более и более неугодным участником политического процесса.
Почему Минюст принял решение именно сейчас.
Министерством ответственным за реализацию государственной политики в отношении коренных народов Севера в России является Министерство регионального развития (Минрегион). С 2008 г. ответственным в Министерстве по этому вопросу стал заместитель Министра – Максим Травников (34 года). Молодому и амбициозному , получившему высокий пост, ему естественно не нравилась критика со стороны Ассоциации. Такой критики было много просто потому, что Министерство не исполняло свои функции по созданию условий для защиты прав коренных народов в первую очередь на территории для осуществления традиционного образа жизни. В 2009 г. Травников даже получил официальный выговор от тогдашнего президента России Медведева за неисполнение функций Правительства по реализации федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов …».
Именно с тех пор Министерство начало оказывать усиленное давление на Ассоциацию, активно искать возможности создания альтернативной Ассоциации, а также обращаться в другие Министерства с тем, чтобы они также начали давить на Ассоциацию по своим сферам влияния. Именно с тех пор (начиная с начала 2010 г.) и начались проверки в Ассоциации, в том числе проверка Минюста.
В сентябре 2012 Травников оставил пост заместителя Министра регионального развития и 30 сентября был назначен заместителем Министра Юстиции Российской Федерации. 1 ноября Министерство Юстиции вынесло решение об остановке деятельности Ассоциации.
О политическом контексте.
Решение о приостановке деятельности Ассоциации Травников не мог принять самостоятельно. Он должен был согласовать его с политическим руководством. И в связи с этим, дело RAIPON укладывается в общий контекст состояния прав и свобод человека в Российской Федерации в настоящее время. Случаи преследования политических и гражданских активистов со стороны разных органов власти, со стороны полиции, секретных служб в разных регионах начинают множиться с пугающей быстротой. Возбуждены уголовные дела в отношении множества политических и гражданских активистов.
Среди тех, кто занимается проблематикой коренных народов: в отношении Ивана Мосеева – активиста и лидера поморского движения, директора Поморского института коренных и малочисленных народов Севера в Архангельской области. Он обвинен в государственной измене и в сепаратизме. При этом сами обвинители признают, что основной целью его деятельности было признание этнической группы поморов – коренным малочисленным народом Севера России и внесение их в федеральный перечень. В чем тут преступление?!? Еще он издал книгу «Поморских сказок», что отражено в материалах обвинения.
В отношении эвенкийской общины «Дылача» в Республики Бурятия, основной деятельностью которой является охотопромысел, оленеводство, пошив национальной одежды, проведение выставок и добыча поделочного камня – нефрита заведено уголовное дело по обвинению в незаконной его добыче. При этом коммерческая компания, которая претендует на земли общины, возглавляется бывшим генералом ФСБ – руководителем ФСБ в Республике Бурятия.
И это только самые резонансные дела. Власть, несмотря на нарушения прав человека, нарушение прав коренных народов сознательно запугивает и разрушает гражданское общество в стране. Сегодня под атакой оказались коренные народы, правозащитники, оппозиционные организации. Кого власть будет атаковать завтра?
О возможностях.
В данной заметке была сделана попытка рассказать о происходящем сейчас в России с общественным движением коренных малочисленных народов Севера. Раскрыть причины происходящих событий и дать им оценку.
В настоящее время коренные малочисленные народы России, к сожалению, не имеют иных сколько-нибудь серьезных инструментов влияния на ситуацию, кроме международной поддержки и солидарности с международным движением коренных народов. Отправлены письма в братские организации коренных народов мира. Началась информационная кампания. Правительство России может и должно дать право коренным народам Севера самим выбрать свою судьбу, а не действовать репрессивными методами.
В преддверии 1-й Всемирной конференции по вопросам коренных народов, которая пройдет в 2014 г. важно показать Правительству России и самому движению коренных народов, что такая солидарность и поддержка существует.
Дмитрий Бережков,
Вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ