Максим Леонидов – «The Best»
Сборник лучших песен Максима Леонидова стал невольной звуковой иллюстрацией к недавней книге Сергея Мирова про бит-квартет «Секрет». Важнейшим местом того повествования было эмоциональное объяснение того, почему счастливые пиковые моменты в биографии даже самых великих групп не могут длиться вечно. У «Секрета» было всё: слава, деньги, популярность, пара десятков хитов на все времена – и некоторые поклонники до сих пор удивляются давнему решению Макса уйти из группы. Вы знаете, некоторое количество отечественных музыкантов охотно законсервировали бы себя на той высшей отметке и десятилетиями гастролировали бы с ретро-программой. Бит-квартет, кстати, тоже до этого дошёл и теперь пару раз в год собирается на большие ностальгические концерты. Но до этого очень условного реюниона каждый набил много шишек, ввязался в кучу различных творческих проектов и создал себе биографии гораздо более интересные, чем у коллег, до сих пор катающихся с фонограммой 1988 года.
Максим Леонидов не представлял себе, что можно стоять на месте и пережёвывать «секретовское» наследие: он постоянно двигался, пусть порой в странных направлениях, но крутить педали условного велосипеда не переставал. Сборник «The Best» всё это наглядно показывает, хотя его заголовок кажется некоторым преувеличением. Скорее альбом стоило бы назвать «Этапы» или «Песни любимые или просто интересные»: сборник иллюстрирует и победы, и заблуждения артиста. «Секретовские» времена представлены шестью хитами, компромиссно размещёнными в конце списка с пометкой «бонус-трек». То, что было потом, было крайне неровно, но тоже не обошлось без проблесков гениальности: на сборнике представлены и россыпь отличных песен с альбома 1997 года «Проплывая над городом», и «Не дай ему уйти», и «Письмо» (последняя пока великая композиция Леонидова). Альбом, правда, не учитывает киноработы Максима, его роли в театральных постановках и мюзиклах, телевизионные проекты и кавер-версии. Зато изрядный налёт театрализованности заметен в юмористических песнях Леонидова. «Гиппопотам», «Две гантели», «Дикая штучка», «Основы фэн-шуя», «Мехико», «Когда я сухой» демонстрируют как своеобразное чувство юмора автора, так и сложности с попыткой утвердиться на «постсекретовском» поле. Участники бит-квартета валяли дурака с такой очаровательной естественностью, что им прощались любые сомнительные с точки зрения вкуса моменты. В исполнении солидного дядьки Максима Леонидовича подобная шиза смотрелась бы странно, поэтому он шутит в другой манере – но понятной далеко не всем.
Как бы то ни было, наряду с неочевидными для сборника лучших песен треками пластинка содержит «Видение», «Проплывая над городом», «Коня», «Волков», «Дождь», «Письмо», а также «Алису», «Привет», «Именины у Кристины», «Мою любовь на пятом этаже» и т.д. Возможно, такими могли бы быть все альбомы Леонидова, если бы он не отвлекался на другие проекты. Но не исключено, что лучшие песни родились у него как раз благодаря впечатлениям от вылазок на театральные и кинематографические территории.