Джамала – «1944»
Вот, к вопросу об истинном месте конкурса песни «Евровидения» в европейском культурном пространстве. Российские представления об этом месте далеки от объективности: в случае успеха нашего представителя мы объявляем себя «чемпионами Европы по музыке», в случае неудачи говорим о «конкурсе для домохозяек», непременно добавляя при этом, что у победителя песня вообще хреновая, а наш шедевр русофобская Европа не оценила. Словом, Россия проявляет к «Евровидению» пугающее неравнодушие.
Перед нами альбом, который вряд ли бы появился на свет, если бы не победа представительницы Украины Джамалы (Сусаны Джамаладиновой) на «Евровидении-2016». Фактически это не номерной альбом, а сборник, составленный из песен, входивших в пластинки «Подих», «All or Nothing» и мини-альбом «Thank You». Как известно, музыкальный стиль певицы далёк от легковесной поп-музыки, поэтому на большие коммерческие успехи вышеперечисленные релизы рассчитывать не могли. Майское выступление на «Евровидении» повысило международный интерес к артистке – не до небес, конечно, но в достаточной степени, чтобы зрителям захотелось услышать её лонгплей. Записывать что-то на скорую руку Джамала не стала, обойдясь подборкой уже выпускавшихся англоязычных песен, которые широкого распространения не получили. Открывает трек-лист композиция «1944», с которой певица победила на «Евровидении» и которая теперь надолго станет её визитной карточкой. Нормальный бизнес-подход: сначала дать слушателю что-то знакомое, потом дать ему подробный ответ на вопрос, «а что ещё она поёт».
Кстати, о «1944». Поборники российских побед на «Евровидении» после оглашения результатов Сергея Лазарева в запале заявляли, что наша песня «You Are the Only One» – настоящий хит, а победившую композицию Джамалы никто не вспомнит уже на следующий день. Реалии же таковы, что уже через месяц после конкурса стало совершенно понятно, что оба этих достойных произведения не относятся к числу тех, которые слушатели непроизвольно запевают и поют потом десятки лет. При этом, услышав их где-то по радио или на диске, зритель их явно узнает и, скорее всего, отнесётся благосклонно. Красивые звуки дудука, яркая мелодия и драматичное исполнение – сборник даёт лишнее доказательство справедливости победы «1944» на «Евровидении -2016».
Помимо этого, первый трек настраивает слушателя на правильное восприятие остальных композиций. Сразу становится ясно, что развлекать вас тут не будут, а покажут качественный поп с элементами джаза и соула. Приятным бонусом станут довольно смелые аранжировки, показывающие, что поп-соул отменно уживается (когда надо) с электронными инструментами. И если до «Евровидения» считалось, что изысканные, но некоммерческие песни Джамалы очень сложно раскрутить, потому что им не хватало хитового потенциала, то после конкурса на певицу многие смотрят другими глазами – и видят в ней, например, возможную преемницу Шаде. Хитов в попсовом понимании термина у неё не прибавилось, зато аудитория стала лояльней, и появилось больше возможностей для распространения её не самых простых песен.