Александр Коротич - «С роком сорок лет»
310х310 миллиметров - подходящий размерчик. Это стандартный формат конверта виниловой грампластинки. Каждый меломан знает, что этот носитель не помещается ни в один портфель, сумку или дипломат - поэтому каждый меломан в 80-е годы на случай неожиданного улова носил с собой полиэтиленовый пакет. С распространением компакт-дисков и mp3-файлов надобность в такой запасливости вроде бы пропала, но привычка носить пакеты всё равно может пригодиться. Вдруг вам подарят грампластинку или альбом Александра Коротича «С роком сорок лет», точно соответствующий параметрам 310х310? Чтобы не пришлось тащить драгоценный предмет под мышкой, берите пакеты - они ничего не весят и не занимают места.
Коротич ныне известен как ведущий дизайнер Первого канала, продюсер проекта «Жужа», писатель и художник. В этом фотоальбоме он предстаёт меломаном, стоявшим у истоков свердловского рока, классиком кавер-дизайна и отличным писателем. Его рок-воспоминания отличаются уникальной фактурой и отменным языком - право, было бы здорово прочитать его более подробный рассказ о музыке и музыкантах. Формат издания заставляет вести это повествование довольно бегло и через призму оформленных им альбомов - но и при таких ограничениях автор умудряется сообщить массу любопытных фактов и подробностей.
Попутно «С роком сорок лет» можно считать мини-учебником по истории кавер-дизайна. Многих, возможно, удивит, что ещё до того, как пластинки рокеров начали издаваться в СССР на виниле, оформлению «магнитоальбомов» всё равно уделялось пристальное внимание. Коробки для магнитофонных катушек раскрашивались и проклеивались вручную, о чём Коротич очень интересно пишет в первых главах про группу «Урфин Джюс». Получив в распоряжение виниловый формат, художник развернулся на всю катушку: технические сложности и дефицит материалов легко компенсировались обилием идей и смелостью подходов. Читать, как Коротич сооружал некоторые обложки, порой занимательнее, чем слушать то, что под этими обложками выходило.
Весьма драматичный момент истории - внезапная (хотя и временная) смерть винила, убившая заодно и обложечную живопись. Мы все заметили, что тогда многие тогда на дизайн компакт-дисков, не говоря уже о кассетах, подзабили - но творцы вроде Коротича восприняли смену формата как новый вызов: и произведениями искусства стали не только обложки, но и буклеты-вкладыши. Автор щедро делится подробностями рождения самых невероятных идей; наблюдение за ходом его мыслей - пожалуй, самое захватывающее, что есть в издании. У Коротича есть какие-то любимые приёмы - но когда рассматриваешь представленную галерею его работ, сложно поверить, что это всё придумал один человек. Как и в диапазон его музыкальных пристрастий.
Дизайн этой книжки практически безупречен, если не считать пристрастия автора к печати белыми буквами на сером фоне. Впрочем, это решение относится только к вспомогательным подписям и цитатам из песен, а основной текст читается отлично.