Евгений Борец и Диана Поленова - «Мотыльки. Детские песни для взрослых»
Пианист Евгений Борец, знакомый по участию в «Оркестре креольского танго», по неизвестной науке причине (он сам так говорит) вдруг задумал альбом детских песен. Для воплощения идеи почему-то была приглашена вокалистка Диана Поленова, с которой Евгений был знаком довольно шапочно и которая до этого предпочитала петь рок-н-ролл. Диану безумный замысел, как ни странно, заинтересовал, и музыканты начали работать над материалом (находясь при этом в разных странах). Благодаря телефонной и компьютерной связи музыка Борца и стихи Поленовой вскоре превратились в песни. На этапе записи к энтузиастам подключилась большая группа деятелей искусств: Александр Ширвиндт, Андрей Макаревич, Вера Алентова, Виктор Вержбицкий, Михаил Ефремов, Леонид Агутин, Иван Ургант, Владимир Пресняков, Игорь Саруханов и другие прочитали тексты, которыми предваряются песни на альбоме.
Подзаголовок «Детские песни для взрослых» довольно точно отражает содержание пластинки. Оно резко отличается от того, что сейчас принято называть песнями для детей. Здесь нет ни танцевально-развлекательных песен, ни стилизаций под детское творчество, ни доходчивого просветительства. Зато в тех самых вступлениях имеются трогательные воспоминания о детстве, которые близки и понятны большинству взрослых, оглядывающихся назад порой с щемящим чувством. Что касается музыкального материала, то он сделан совершенно не так, как положено в шоу-бизнесе. Песни из «Мотыльков» кому-то напомнят этюды из музыкальной школы: фортепианные проигрыши для Борца определённо важнее мелодий.
Заглавная песня идёт на альбоме первой; красивая и нежная, она напоминает саундтрек к финалу какого-нибудь хорошего мультика, когда все, спасшие мир или хотя бы какого-нибудь лягушонка, усталые и довольные, могут тихо попеть перед сном. Высокий голос Дианы, рояль Евгения - песня будто бы напрашивается на то, чтобы поставить её в конец альбома. Но это только до тех пор, пока слушатель не поймёт, что по меркам поп-альбомов «Мотыльков» судить нельзя. А поймёт он это очень быстро - к третьему-четвёртому треку. Здесь не будет пиршества разнообразных мелодий и изобилия аранжировочных приёмов, клавиши Борца и высокий вокал Поленовой останутся на этом диске константами, а меняться будет только тематика воспоминаний. Правильнее всего воспринимать альбом как своеобразную музыкальную пьесу: в начале каждого номера выходит чтец, очень талантливый, рассказывающий какую-то историю или эпизод (или чистую эмоцию) из детства - а потом для зрителя, настроившего на правильный лад, Евгений Борец и Диана Поленова это музыкально иллюстрируют. Вот история про бабушкин дом, вот про поход в зоопарк, вот про знакомую дорогу в школу, вот просто про осеннюю грусть или про снежинку - и сдержанные музыкальные ходы оказываются наиболее точными и гармоничными. Слушать альбом «детских песен для взрослых» взрослым лучше всего совместно с детьми - и те, и другие, может быть, из него узнают друг о друге что-то новое. А детям, которые не ходят в музыкальную школу, будет небезынтересно узнать, что музыка может быть не только развлекательной, но и воспитательной.