«Песняры» - «Продолжение»
В настоящее время, осторожно предполагает Википедия, существует пять коллективов, исполняющих произведения из репертуара изначальных «Песняров», и название которых включает слово «Песняры». Пять так пять, хотя порой казалось, что их не меньше пятнадцати, и это не считая всевозможных «Лявонов», взявших имя в честь изначального названия легендарного ансамбля. Основатель «Песняров» Владимир Мулявин умер в 2003 году, за пять лет до этого от него ушли почти все солисты, образовавшие группу «Белорусские песняры». После смерти Мулявина чуть ли не каждый второй экс-«песняр» тоже попытался собрать коллектив под этим именем. А потом появились и «Песняры», не имевшие никакого отношения к классическому составу (то есть не игравшие в ансамбле до 1998 года). Публика, честно говоря, лояльно относилась почти ко всем клонам, ибо все они прекрасными (или как минимум хорошими) голосами исполняли хиты старых «Песняров» - «Беловежскую пущу», «Вологду», «Белоруссию», «Косил Ясь», «Александрину» и т.д.
С клонами пытаются вести борьбу. Как рассказали мне белорусские товарищи, только два ансамбля имеют право использовать бренд «Песняры». Это, как ни странно, «Белорусские песняры» (их же следует признать лучшими исполнителями классического репертуара коллектива) и Белорусский государственный ансамбль «Песняры» - законный правопреемник мулявинской группы. В 2018 году БГА «Песняры» сняли первый в 49-летней истории ансамбля клип и выпустили новый альбом «Продолжение». Полагаю, это поможет всем сомневающимся найти правильный ответ на вопрос, какие из «Песняров» настоящие. Те, которые всерьёз работают над новым репертуаром. При всём уважении к величию песни «Беловежская пуща», она была написана в 1975 году. Гастроли с «золотым старьём» - это чаще всего не творчество, а коммерческий аттракцион, зарабатывание денег на ностальгии. А истинная преемственность заключается не в бесконечном повторении песен мулявинского периода, а в сохранении мулявинского подхода.
БГА «Песняры» под руководством Романа Козырева (а в недавнем прошлом - Вячеслава Шарапова) бережно относятся ко всему, с чем ассоциировались «Песняры» золотого периода. Даже одинаковые фольклорные костюмы, над которыми в 80-е так смеялись русские рокеры, по-прежнему имеются. Большинство композиций нового альбома исполняется на белорусском языке (даром что «Яндекс.Музыка» отважно определяет пластинку в категорию «русская эстрада»). При этом народных песен тут немного, а в основном присутствуют авторские – тщательно стилизованные под стиль «Песняров». Некоторые из них – например, «Стася», - вполне бы могли составить конкуренцию старым песням. Чуть не забыл сказать, что ансамбль по-прежнему силён великолепными голосами, а также мощными фолк-роковыми аранжировками. В советские годы «Песняры» звучали лучше всех, так как у них была отличная аппаратура – так говорили музыканты, звучавшие существенно хуже. Теперь у всех возможности подравнялись, а саунд «Песняров» по-прежнему впечатляет.
В общем, это сильный и интересный альбом. Но есть одно обстоятельство: при его прослушивании ничто не напоминает о том, что сейчас XXI век – напротив, есть полное ощущение возвращения и погружения в советский 1978-й, туда, где «Песняры» были одним из главных культурных феноменов. Получается, что актуальность «Песняров» вне этого времени неочевидна, и проект, как ни крути, не работает без ностальгического контекста. Последний же упорно настаивает на «Пуще» и «Вологде», а отнюдь не на «Разам быць» или «А нi чоуна няма нi моста».