Рецензия: «Сопрано Турецкого» - «Новогодние хиты»
Чуть больше десяти лет назад основатель и руководитель «Хора Турецкого» Михаил Турецкий объявил о создании женской группы. Она получила первоначально название Soprano 10 и состояла из десяти эффектных и профессиональных солисток-сопрано. Этот проект сразу вызывал вопросы. Зачем сразу десять и все сопрано, при том, что мужской «Хор Турецкого» состоит из разных голосов, а диапазон между тенором-альтино и басом-профундо, ставший одной из визитных карточек ансамбля, всегда вызывает живейшую реакцию публики? И ещё: как Михаилу Борисовичу удалось найти десять дам с хорошими внешними и вокальными данными, если их внешность и данные вполне могли быть востребованы в других проектах? Он их перекупил? Но учитывал ли он психологию женского коллектива, в которой каждая участница мнит себя примой и богиней, что может негативно повлиять на рабочий процесс?
Есть ощущение, что Михаил Турецкий, человек, превративший хор Московской хоральной синагоги в популярнейший коллектив с обширным репертуаром, был уверен, что и из женского коллектива у него получится что-то не менее яркое. Но всё получилось немного иначе. Проект пару раз менял название: сначала из него исчезла десятка, поскольку зрители на выступлениях развлекались подсчётом солисток, а собрать всех удавалось не всегда. В общем, женский вокальный децимет, постепенно теряя участниц, на обложке нового сборника предстаёт уже в виде секстета, а в его названии давно обосновалась фамилия основателя. Фамилии солисток при этом известны только самым преданным поклонникам. «Сопрано Турецкого» не смогли конкурировать с «Хором Турецкого», став лишь красивым дополнением к мужскому хору. При этом у «Сопрано» есть и сольные концерты, и корпоративы: понятно, что несколько голосистых див с универсальным репертуаром для заказчиков бюджетнее, чем целый хор с басом-профундо и тенором-альтино.
Перед Новым годом «Сопрано Турецкого» обычно выступают не только на корпоративах, но и в ГКД и «Крокусе». В 2020-м с концертами и корпоративами не очень, поэтому поющие дамы и их продюсер в качестве подарка зрителям отменённых шоу выпустили небольшую пластинку с новогодними песнями в исполнении «Сопрано Турецкого». Альбом звучит чуть более 20 минут и выглядит своеобразным «превью»: будущие заказчики могут примерно оценить, как пройдёт предновогодняя вечеринка с участием «Сопрано». Будут вам и «Jingle Bells», и «We Wish You а Merry Christmas», и «Щедрик» с «Колядкой», и ещё десяток новогодних песен, в этот альбом не вошедших. Всё будет исполнено «на высоком художественном уровне», но без излишней виртуозности - ибо кто её оценит на корпоративе-то! Если же представить себе выступление с этой программой в концертном зале, впечатления будут более противоречивыми. В частности, опять возникают вопросы с приверженности именно к сопрано: партии, конечно, красиво разложены по голосам, но какие-то дополнительные краски им не помешали бы. Скажем, одна строчка, исполненная гипотетическим контральто, гарантирует оживление в зале. Но пока «Сопрано Турецкого» слишком сосредоточены на том, чтобы зритель отдохнул и ни о чём не беспокоился.