КАК ЭТО БЫЛО: Орлеан (30 июня 20:15)

По реакции на передачу посвященную Луи Армстронгу мы сделали вывод, что стиль джаза близок нашим случателям. В следующих выпусках цикла "КАК ЭТО БЫЛО" вы услышите:

- Джаз (обзор)

- Нью-Орлеанский джаз

- Диксиленд

- Свинг

- Страйд

- Советсвкий джаз

- Латиноамериканский джаз

Для тех, кто не знаком достаточно глубоко с этим прекрасным стилем, коротко расскажем о его истори:

Джаз — искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной в нотах формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько музыкантов, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией. Для раннего, новоорлеанского, этапа традиционного джаза (примерно до конца 10-х гг. XX в.) характерна коллективная импровизация нескольких, как правило трех, вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), корнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных.

В 20-е гг. были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов («скэт»). Значительное место в репертуаре традиционного джаза занял блюз. Позднее оба этапа раннего джаза — новоорлеанский и последовавший за ним чикагский — объединяются термином «диксиленд». Были предприняты попытки использовать элементы джаза в произведениях крупной формы (так называемый симфоджаз).

В конце 20-х — начале 30-х гг. возникла стройная система, получившая название стиля «свинг» и приобретшая впоследствии значение джазовой классики. Для свинга характерно, во-первых, появление нового типа оркестра — биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации и перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала в джазе: она ограничивала импровизацию, для которой в партитуре предусматривались свободные окна.

В 30-е — 40-е гг. наряду с блюзом получила распространение песенная форма из 32 тактов. В-третьих, в свинге широко применяется «рифф» — двух-четырехтактовая ритмически гибкая реплика.. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист. И наконец, в-четвертых, свингующая четырхдольная пульсация, в которой четные доли такта каким-либо способом акцентированы.

С конца 40-х до середины 60-х гг. современный джаз развивался в основном в двух направлениях. Первое включало стили «кул», т. е. «прохладный», и «вест-коуст». Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки (развитые концертные формы, полифония и др.). По одному звучанию даже трудно догадаться, что это звучит джаз-ансамбль. Второе направление включало стили «хард-боп» (т. е. «горячий», «энергичный») и близкий ему «соул джаз», сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора (упрощение форм, гармонии в «соул джазе»), темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.

С начала 60-х гг. большое число музыкантов экспериментирует со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой (так называемый свободный джаз). Однако еще большее значение получает ладовый принцип импровизации: каждый раз заново выбирается ряд звуков — лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов джаз обращается к музыкальным культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. в джаз приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название «джаз-рок», а позднее «фьюжн», т. е. «сплав».

Просмотров 51 Сегодня 1
Радио
Подкасты
Статьи
Избранное
Настройки