Сюрприз от консерватора
Перед самым отъездом на главный для него турнир последних лет Дику Адвокату удалось нарушить закрепившуюся за ним в России славу рутинёра. Хотя – только внешне. По сути же при определении имён 23-х участников Евро-2012 голландский тренер себе не изменил.
Набабкин
Понятно, что экстренный вызов правого защитника ЦСКА спровоцирован форс-мажором. Не случись у Романа Шишкина так некстати этих проблем с желудком, никаких неожиданностей в итоговом списке сборной не было бы. Но вышло так, как вышло, и тренерам пришлось реагировать.
А можно ли, кстати, было не реагировать? Ведь есть же Алексей Березуцкий, способный в случае чего сыграть справа. Теоретически, конечно, можно было. И не исключено, что всё обошлось бы. Но святая вера в авось – черта сугубо российская. А Адвокат хоть и провёл в нашей стране без малого шесть лет, безудержным оптимизмом, присущим русскому национальному характеру, в должной мере пока не пропитался. То ли к сожалению, то ли к счастью. А потому и посчитал нужным пригласить в состав восьмого защитника – с тем, чтобы на каждой из четырёх позиций иметь по два исполнителя.
Теперь попробуем понять, кто мог стать этим восьмым. Поле для анализа следует, наверное, ограничить пределами верхней половины клубов РФПЛ. «Зенит» с «Локомотивом» своих правофланговых в сборную уже делегировали. В «Динамо» и «Кубани» эта позиция занята легионерами. Таким образом, границы поиска сужаются до четырёх клубов – «Спартака», ЦСКА, «Анжи» и «Рубина». Теоретических претендентов вроде Сергея Паршивлюка и Евгения Макеева рассматривать не стоит – актуальны только те, кто находится в рабочих кондициях, то есть, кто играл в заключительных турах чемпионата. Потому кандидатский список будет выглядеть примерно так: Кирилл Комбаров, Кирилл Набабкин, Арсений Логашов, Олег Кузьмин. Имея в виду, что молодости Адвокат традиционно предпочитает опыт, особенно в обороне, лишним подтверждением чего стал теперешний вызов Романа Шаронова, а не, допустим, Тараса Бурлака, шансы 20-летнего махачкалинца, чья практика в премьер-лиге ограничивается пятнадцатью матчами, считать серьёзными при всём желании не получается.
Кто из оставшейся тройки? По мастерству Комбаров, Набабкин, Кузьмин – величины примерно одного порядка, а значит, определяющим должен стать какой-то другой критерий. Поскольку речь идёт о задней линии, где особую цену имеет фактор взаимопонимания, а также учитывая режим форс-мажора, который качественную отработку новых связей практически исключает, преимущество получает тот, кто в игровом смысле уже знаком с другими оборонцами сборной. При таком подходе фаворит всех этих умозрительных упражнений очевиден – это футболист ЦСКА.
Да, Набабкин никогда в сборной не играл, никогда туда не приглашался и даже в самых широких кандидатских списках никогда не фигурировал. И в этом смысле его приглашение стало, конечно, сюрпризом. При этом логика решения неожиданно возникшей перед тренерами задачи другого ответа в конкретике сегодняшнего дня практически не допускала. Удивив почтенную публику внезапной новостью, Адвокат на самом деле ничего неожиданного не совершил, сохранив верность своим давним союзникам – надёжности и прагматизму.
Дзюба
Аналогичный подход угадывается и за решением оставить дома Артёма Дзюбу. Пожалуй, можно сказать, что спартаковцу не повезло. Тот уровень игры, тот энергетический импульс, которым этой весной был начинён каждый его выход на поле, гарантировал бы ему участие в Евро на любой позиции, за исключением лишь той, в которой он фактически действует. Точнее, его приоритетного спартаковского амплуа второго нападающего в сборной нет совсем, а на роль классического центрфорварда помимо него претендовали ещё трое. Причём один из них возглавлял атаку клуба-чемпиона, второй вдруг раззабивался в английской премьер-лиге, а третий хоть большей частью и молчал, в любой момент, как всем известно, способен заговорить снова.
Пожалуй, из трёх конкурентов-ветеранов наименее прочными казались позиции Романа Павлюченко: по крайней мере, у него-то заочный спор в чемпионате России этой весной Дзюба совершенно точно выиграл. Но можно ли оставить вне заявки лучшего бомбардира сборной, умеющего к тому же как никто другой забивать большим сборным? Если какой-то тренер и мог отважиться на столь радикальный шаг, то явно не Адвокат. В этой позиции голландцу и так пришлось чуть поступиться принципами: вместо двух человек на место он взял трёх. Четвёртый, конечно, был бы явным перебором.
Оздоев
А вот решение тренера оставить дома хавбека «Локомотива» было вполне ожидаемым: больше удивил скорее изначальный вызов 19-летнего железнодорожника. Для сомнений имелась разве что формальная причина: в случае исключения Магомеда Оздоева на три вакансии хавбеков в заявке оставалось лишь пять исполнителей. Но, как выяснилось, такая диспропорция Адвоката не смутила. Тренер, видимо, учёл, что в середине поля достаточно страховочных вариантов: здесь при необходимости могут сыграть и Юрий Жирков, и Дмитрий Комбаров, и Андрей Аршавин, и Алан Дзагоев.
Конечно, чувствовать себя лишним всегда неприятно. Но всё же слишком уж кручиниться Дзюбе и Оздоеву сейчас, наверное, не стоит. В конце концов это просто издержки ремесла. Когда-то вот так же, в последний момент, от сборной отцепляли и Аршавина.