Звукомузыкальная эротика романтиков

Женское музицирование, особенно пение, не просто "украшало" романтические празднества, но могло быть для романтиков и источником глубоких душевных переживаний и даже эстетических открытий. В пределах бытового женского музицирования формировались различные стилистические течения, удовлетворявшие различным эстетическим запросам. Так, прославленные многими романтиками за необыкновенное искусство пения дочери графа Ф. Л. К. фон Финкенштейна (в старшую из них, Генриетту, был влюблен Людвиг Тик) тяготели к старинной строгостильной церковной музыке (Тик в числе исполняемых ими композиторов называет Палестрину, Аллегри, Дуранте, Лео, Лотти), воспринимавшейся многими романтиками как идеал музыкальной простоты: "возвышенные церковные песнопения в этой семье исполнялись так чисто и величественно, как их едва ли можно услышать и в Риме",- пишет Тик * (21, 77).

      На другом стилистическом полюсе - страстность" Беттины Брентано, пение которойвоплощало отнюдь не идеал строгой духовности и аскетической простоты, но скореечувственную красоту необузданного, спонтанного душевного порыва, явленного вимпровизации **. Любопытно, что и Л.Тик, музыкальные вкусы которогосформировались не без значительного влияния салона Финкенштейна в Цибингене иобнаруживали наклонность к пуризму (Тик называл себя "кирхенмузикус" - "церковныймузыкант"), не устоял перед пением Беттины; оно даже заставило Тика пересмотретьсвои воззрения на существо музыки, о чем К. Брентано сообщает в письме к Арниму: "СБеттиной он (Тик -А. М.) перешел на ты, она так удивительно прекрасно пела для него,это был бурный душевный порыв, а не ала Ьп11ап1е, как пела она раньше (...). Я видел,что он при этом плакал и уверял, он, "церковный музыкант", что благодаря ей емувпервые удалось расширить круг своих идей о музыке, что он никогда не слышал ничего подобного и что теперь он знает, как рождается музыка. Но и она пела, как мы еще никогда не слыхали" (октябрь 1806; 5, 1, 334).

    Тику в пении Беттины воочию открылся сам процесс "возникновения" музыки изстихии женственности, женской страстности; Гофман о соотношении женского и музыкального высказывается в том же духе, но еще категоричнее. "Все мелодии, возникающие из глубины нашей души, кажутся нам принадлежащими той певице, котораязаронила в нас первую искру. Мы слышим ее и всего лишь записываем то, что она спела",-говорит он устами своего героя (16, 1,88-89).

  В воображении романтиков женский образ возникал из музыкально-акустическойдали, из манящей стихии звуков - но и в романтический быт музыку чаще всегоприносили женщины, и бесхитростное бытовое музицирование пронизывалось настроением возвышенного любовного томления.

    В единственном сохранившемся письме Тика к его возлюбленной - Генриетте фонФинкенштейн - и "эрос", и "мелос" оказываются под знаком романтической тоски понедостижимо-невыразимому: недостижима возлюбленная, невыразимы чувства поэта к ней - как (показательная аналогия!) невыразима на бумаге и сущность ее пения: "О моянежнейшая невеста, моя вечная, юная невеста, моя супруга, чудо и бальзам моего сердца- я могу только молиться тебе, только вздыхать по тебе, посылать свой поцелуй тебеввысь, только исходить в слезах и радости и глубочайшей боли. Какое безумство, что яхочу писать к тебе! Словно бы я желал выкроить из бумаги твое пение!" (6 ноября 1806;14.240).
---------------------------------
* В поисках "величавой простоты" древней музыки граф Финкенштейн не остановился на мастерах европейского Возрождения и барокко: он предпринял попытку реконструировать музыку од Пиндара; их пела (на древнегреческом языке!) одна из дочерей графа. Сохранился восторженный отзыв современника, К.А. Келера,слышавшего в 1813 году это пение и верно уловившего заложенную в нем идею некой высшей простоты: "Ктоне слышал этого, не знает, какой силой обладает простая музыка; кто ее слышал, теперь понимает, как Орфей двигал камни, души зверей и людей, как он смягчал дикие нравы и объединял людей в сообщество (...). Да, сам Пиндар встал из могилы, чтобы внаш железный дикий век утешить и смягчить нас" (21, 80).
** Н. Я. Берковский пишет о Беттине: "Она внесла в романтическое общество веселость, затем дух импровизаций, каких угодно: разговорных, философских, а еще лучше в точном их смысле - певческих, музыкальных".
39

Просмотров 20 Сегодня 1
Радио
Подкасты
Статьи
Избранное
Настройки