У истоков Славянки. Федор Кадичев
Николай Губин
Вот уж чем удобен писателю Интернет, так это возможностью в любую минуту получить нужную справку или собрать статистические данные. В любой области. Будь то собственное литературное творчество или производство зеленого чая на душу населения планеты. И надобно сказать, достоверность у полученных данных, как правило, довольно высокая. А потому я интернет - цифрам верю значительно больше, чем интернет- словам.. Вот уж где полное отсутствие достоверности! Прямо караул какой-то! Все друг у друга списывают целыми абзацами, нимало не заботясь о содержании предлагаемого читателю материала. И называется это литературное воровство хитрым, придуманным словом «рерайт», благо технические возможности интернета к такому виду творчества весьма располагают. Нет нужды сидеть в библиотеках и делать тучные выписки, а можно сразу вставить в текст любую цитату и спокойненько ее обработать в своем литературном стиле. Огромная экономия времени образуется!
Когда я задумал статью о Федоре Михайловиче Кадичеве и стал накапливать рабочий материал, я столкнулся с интернет - рерайтерской продукцией, что называется, нос к носу. И с удивлением увидел, что она не только щедро преумножает разную белиберду, но и не менее щедро замалчивает очевидные и неоспоримые факты, потихонечку вытесняя историческую истину ложью.
Родился в бедной крестьянской семье талантливый мальчик, Федя Кадичев, и суждено ему было в 28 лет стать крестным отцом знаменитого на весь мир русского военного марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ. Случилось это в уездном городе Тамбове, где он по рекомендации самого Рахманинова преподавал в музыкальном училище, и куда приехал поступать такой же как он бывший музыкантский воспитанник Василий Агапкин.
Была ли тамбовская встреча двух военных музыкантов случайной, или вдумчивый педагог, заметив талантливого мальчугана, намеренно пригласил Агапкина к себе в класс, не так уж и важно. Важнее другое. Бывший военный валторнист Федор Кадичев, прошедший солидную московскую школу театральных оркестров и сумевший получить высшее музыкальное образование, не мог не стать для юноши Василия Агапкина безусловным авторитетом и достойным примером для жизненного подражания. Несомненно, что именно с опытным композиторским пером Федора Кадичева и связаны первые поправки мастера в клавире будущего легендарного марша.
И вдруг этот знаковый для Агапкина человек по воле рерайтерских фантазий становится фантомом, и на его месте возникает другой, - военный капельмейстер Яков Богорад, содержавший в то время частное бюро инструментовки в городе Симферополе. И вот уже порхает по интернету глупенький и беззаботный мотылек новой легенды, настойчиво пытающейся заменить в подсознании читателя теперь уже самого автора марша все тем же Яковым Богорадом. Кому и зачем понадобилось пачкать память почтенного и уважаемого в русской музыке инструментовщика, совершенно непонятно. Недорогими услугами «Бюро инструментовки в Симферополе» пользовались крупнейшие композиторы того времени, и играть в загадки с историей Якову Богораду было абсолютно незачем.
Именно Кадичев, долгое время живший в Москве и хорошо знавший российский нотоиздательский рынок, посоветовал горящему нетерпением молодому коллеге прибегнуть к услугам вполне доступной по ценам провинциальной фирмы «Богорад и Ко». И в редакторских поправках Богорада, господа рерайтеры, усматривать авторские указания попросту неграмотно и неприлично.
А вот вернуться к творческой биографии ярчайшего представителя музыкальной культуры Тамбовщины с точки зрения российской военной музыки, породившей марш ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ, просто необходимо.
Объективности ради попробуем обойтись хронологией с краткими комментариями.
1884 - родился в бедной крестьянской семье в деревне Сазоново Митьковской волости
Юхновского уезда Смоленской губернии.
1892-1899 - в восьмилетнем возрасте был определен учеником в музыкальную команду Первого Донского казачьего полка, расквартированного в Москве.
1897-1907 - студент Московского филармонического училища по трём специальностям: валторне, фортепиано, теории композиции.
1898 - за¬числен в класс валторниста, композитора и дирижера, профессора Эккерта.
1899-1904 - помощник капельмейстера Сумского гусарского полка,
1907 - закончил училище по специальностям педагогического фортепиано и теории композиции, получив звание свободного художника.
1908 - валторнист оркестра Большого театра Москвы.
1909 – приглашен Рахманиновым на должность преподавателя Тамбовского музыкального училища по классу медно-духовых инструментов, фортепиано и теоретическим дисциплинам, где проработал до самого ареста.
1917 г. - организовал Союз оркестровых музыкантов Тамбова /профсоюз работников искусств / и был его председателем.
1919-1922 - дирижер симфонического оркестра, профессор Тамбовской консерватории, В его репертуаре сочинения Гайдна, Моцарта, Вебера, Р. Штрауса,других композиторов-классиков.
1924 - за большую музыкально-просветительную, педагогическую и общественную работу присвоено почетное звание Герой Труда 929 - избран депутатом Горсовета.
1940 - репрессирован по подлому навету, ныне реабелитирован полностью.
1943 - скончался в ссылке.
Композитор Кадичев – автор 8-ми опер / «Каляев», «Чудо-трактор». «На рассвете», «Kочегар Янк», «Сигнал», «Свинцовая армия» и др./, 8 симфоний, симфонических увертюр «Россия» в 1917, «Россия в 1918», «15 лет Октября», поэмы «Ленин», соч. для фортепиано, пьес для голоса и других сочинений.
Среди учеников Кадичева - автор марша «Прощание славянки» В. Агапкин, доцент Киевской консерватории Н. Добросердов, преподаватели Тамбовского музучилища заслуженный работник культуры В. Ревелев и С. Романов; валторнист ГАБТа Н. Кадичев, трубач оркестра театра им. Станиславского Е. Некрасов и многие другие.
До самого ареста дирижер Кадичев был наставником капельмейстеров военных оркестров Тамбовщины.
Как видим, в музыкальной культуре Тамбовского края имя Федора Михайловича Кадичева весьма примечательно. Факты творческой биографии говорят сами за себя.
Отсюда и вывод.
У истоков марша «Прощание славянки» стоял серьезный композитор, образованнейший военный капельмейстер и педагог, воспитанный на лучших традициях отечественной оркестровой службы Алябьева и Римского–Корсакова. И обращаться к Якову Богораду кроме как за недорогими каллиграфичесими услугами у студента Тамбовского музучилища Василия Агапкина не было ни малейшей нужды.
Перечитал публикацию и нашел ее весьма привлекательной для рерайтерского творчества. Прошу, господа рерайтеры, не стесняйтесь. Материал добротный. Интернет-цифры куда надежнее интернет-фантазий и домыслов...Липецк
2011 г
© Copyright: Николай Губин, 2011
Свидетельство о публикации №21107200572
Источник: Сайт МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Просмотров 255
Сегодня 1