Звук игры: как создается музыка и саунд-дизайн игр
Звуки и музыка уже давно стали неотъемлемой составляющей видеоигр. Мажорные аккорды, которые сообщают о победе в раунде, тихие крадущиеся звуки и внезапные скрипы в хоррорах, сочные мультяшные взрывы в Match-3 — сегодня разберемся, кто стоит за созданием игрового саунда и как «добывают» звуки для игр.
Зачем нужны звуки в играх
Звуки нужны для того, чтобы максимально погрузить пользователей в историю, которую рассказывают создатели игры. Это могут быть волнообразные переливы электронной музыки или оркестровые звуки, голосовые имитации или полноценная озвучка диалогов. Занимаясь саунд-дизайном, нужно четко понимать суть игры, знать, какие эмоции она должна вызывать, делать поправку на целевую аудиторию и с помощью звуков делать её ещё более красочной.
дополняет сеттинг, создает неповторимое настроение и атмосферу (как пример — фоновый звук выстрелов и переговоров по рации в военных стратегиях, в какой-нибудь футуристической аркаде — шум двигателя космического корабля, звук радиопомех, которыми сопровождается скачок в портал между двумя мирами);
влияет на игровой опыт и объясняет происходящее (например, в момент засчитывания очков за успешное прохождение уровня игрок слышит звук монет, а при старте внутриигрового события к Хэллоуину — подвывающие пугающие голоса и сильные взмахи крыльев ворона);
демонстрирует отклик на действие (кликнув мышкой по персонажу, игрок слышит его вопросительный возглас или приветствие);
помогает собрать дополнительную информацию о ситуации (например, когда игрок приближается к цели, громкость звука нарастает — так он понимает, что движется в правильном направлении).
Кто создает звуки для игр Ответ на этот вопрос зависит от жанра и масштаба проекта. Если рассматривать геймдев-компанию с собственным саунд-отделом, то список ключевых специалистов будет таким:
Саунд-продюсер или саунд-директор управляет всем процессом создания звуков для игр, сотрудничает с отделом геймдизайна, чтобы составить план ситуаций, которые нужно озвучить, и следит за тем, чтобы все звуки формировали единый образ игры.
Саунд-дизайнер — специалист, который знает, как проиллюстрировать моменты игрового процесса звуком, комбинирует уже готовые сэмплы и разные фактуры, чтобы создать новые звуковые полотна. Это тот человек, который предлагает бить арбуз, чтобы повторить звук перелома черепа 🙂 Саунд-дизайн — одна из функций звукорежиссера, но часто профессию звукорежиссера разделяют на более узкоспециализированные.
Звукорежиссер курирует расстановку оборудования на студии, контролирует качество записи, делает аранжировку, сведение звуков (в некоторых компаниях для этих задач есть отдельные специалисты — звукорежиссеры сведения).
Звукооператор — тот самый «человек за пультом», который должен качественно записать звук на студии.
Внедрить полученные и обработанные звуки в игру помогает разработчик. В качестве аутсорс-сотрудников геймдев-студии часто привлекают известных и начинающих композиторов, авторов песен и исполнителей. Бывает так, что у композитора уже есть готовые мелодии, которые как нельзя лучше вписываются в проект — в таком случае gamedev-компании лицензируют выбранную музыку и получают права на её использование. Также возможен вариант, когда компании обращаются к авторам, которые сочиняют мелодии на заказ.
Важно помнить, что в случае с песнями права на музыку и на текст могут принадлежать разным людям/компаниям. Поэтому с лицензированием такого аудио могут возникнуть трудности.
Если в игре предполагается использование большого количества уникальных композиций, с их авторами заключают контракт для долгосрочного сотрудничества. Делают это для того, чтобы иметь гарантию — все мелодии будут написаны одним человеком/студией и в одном стиле, соответствующем атмосфере игры.
В игровой индустрии к созданию специальных звуков часто привлекают профессиональных актеров дубляжа. Для подготовки к озвучке персонажей им либо дают поиграть в игру, если продукт готов, либо показывают отрывки из игры, объясняют, каким характером обладает тот или иной герой. Это помогает вжиться в роль, прочувствовать персонажа и максимально точно передать его эмоции — тогда и результат работы получается впечатляющим.
Саунд дизайн: звуки в играх и требования к ним Звуки и музыка, которыми дополняют игровой процесс, не должны отвлекать внимание игроков — это одно из главных правил удачного саунд-дизайна. Нужно помнить о том, что задача звукового оформления — иллюстрировать происходящее, подчеркивать важность момента, усиливать эмоции от игры, при этом не становясь отдельным от игры творением (хотя с особенно яркими саундтреками бывают исключения 😉).
Второй важный аспект звукового оформления — выдержка общей стилистики звуков. Часто при появлении разных персонажей в игровой сцене используют музыку с одним ритмическим мотивом, но с разной высотой звучания и настроением.
Третье правило — звуки в игре не должны накладываться друг на друга и превращаться в шум. Важно подкрепить основные действия в сцене звуками, но не гнаться за тем, чтобы озвучить буквально каждое движение. Именно поэтому следует составить точный список необходимых звуков прежде чем приступать к записи.
Четвертый момент — звуки разных игровых действий должны отличаться друг от друга: нельзя взять звук клика по предмету, зациклить его и использовать вместо звука шагов. Это портит впечатление об игре и делает звуковое сопровождение бессмысленным. Существует немало библиотек с готовыми бесплатными звуками, которые даже разработчику-новичку позволяют подобрать подходящее музыкальное оформление для новой игры.
Где брать бесплатные звуки для игр: библиотека звуков для игр Библиотеки звуков и royalty-free музыки могут помочь начинающим разработчикам игр и небольшим инди-командам. Даже если вы не собираетесь использовать стоковые звуки, из знакомства с такими источниками также можно извлечь пользу. Прослушав добрый десяток простых бесплатных треков и аудио эффектов, вы сможете найти отличные референсы и структурировать свои требования для запланированной сессии звукозаписи.
Создание музыки для игр Единицы игровых продуктов могут существовать без музыки. Главная тема, фоновые мелодии, особенная композиция, которая сообщает об успехах — всё это создает позитивный опыт для игрока.
Написание музыки для игры: варианты для геймдев-компаний и независимых разработчиков Есть несколько способов получить музыку для игры. К некоторым из них прибегают большие компании, а парочка подойдет и для геймдев-стартапов:
Заключить контракт с музыкантом, который напишет музыку для игры. Здесь главное помнить, что стремиться к саундтрекам уровня голливудских фильмов необязательно 🙂
Работать по бартеру с несколькими авторами: они сочиняют для вас музыку, вы даете им практический опыт и указываете их в блоке создателей игры. Обычно этим занимаются молодые таланты, которые нарабатывают себе портфолио.
Как написать музыку для игры самому
Создавать музыку для игры можно на базе уже готовых композиций — например, скачать бесплатную мелодию и качественно её изменить: задать другой темп, поиграть с ритмом. Писать музыку с нуля самому можно в программе FL Studio. Здесь не нужно уметь читать ноты по символам, важно чувство ритма и понимание того, что хочется получить в итоге.
Сначала в программе пишется басовая партия для выбранного в меню музыкального инструмента — так задается ритм. Сделать его менее скучным и предсказуемым, добавить силы, можно удалив пару повторяющихся звуков и немного уменьшив интервал между соседними. Затем нужно выбрать главную ноту (сделать это можно на слух) и, отталкиваясь от неё, выстроить мелодию. Важно следить за ритмическим рисунком и не наслаивать звуки мелодии на звуки басовой партии — так будет меньше шума.
Так как интерфейс программы интуитивно понятный, привыкнуть к работе с ней будет несложно. По написанию музыки в FL Studio есть много информации на YouTube. Новичку можно начать с «клонирования» простой мелодии, постепенно прокачивать мастерство и развиваться в создании собственных треков.
Как писать музыку и звуки для игр: необходимая аппаратура
Список необходимой техники зависит от того, какой звук (музыку) нужно получить. Если речь идет о простых композициях, созданных в FL Studio, то очевидно, понадобятся лишь ноутбук/компьютер и наушники.
Если речь идет о записи голоса, инструментальной музыки и дальнейшей их обработке, то качественнее всего это получится сделать в условиях профессиональной студии звукозаписи, где есть чувствительные микрофоны с поп-фильтрами, хорошая звукоизоляция, микшерный пульт, плюс источники бесперебойного питания и усилители.
Такие условия могут себе позволить крупные геймдев-компании, но никак не только что стартовавшие инди-команды. Поэтому на небольших проектах звуки часто покупают, а если принципиально важно сделать всё самим, обходятся лишь комнатой со звукоизоляцией и микрофоном.
Саунд-дизайн — невероятно интересная и очень важная часть разработки игры. Качественный саунд дизайн делает продукт полноценным, заставляет мобильных игроков выходить из беззвучного режима и умножает положительные эмоции от игрового процесса.