Jean-Michel Jarre
Легендарный французский электронщик Жан-Мишель Жарр в представлениях не нуждается — особенно у нас, где он некогда поставил мировой рекорд, собрав на бесплатном концерте в Москве 3,5 млн слушателей. Слушателей и зрителей — поскольку для музыки Жарра визуальная сторона всегда была не менее важна, чем звуковая составляющая. Свою роль тут сыграла и увлеченность идеями Скрябина, и влияние отца, знаменитого кинокомпозитора Мориса Жарра.
Жарр обычно ассоциируется с прославившими его сочинениями для синтезаторов — но не стоит забывать, что начинал он в легендарной GRM, «Группе музыкальных исследований» Пьера Шеффера, где внимательно изучал неевропейские музыкальные культуры. Отголоски этих штудий хорошо заметны и на таких пластинках, как Zoolook и Waiting for Cousteau, но на новой своей работе знаменитый француз явно решил вспомнить всё, чем занимался некогда в парижской студии GRM.
52-минутный саундтрек к мультимедийной инсталляции бразильца Себастьяна Сальгаду, одного из крупнейших фотодокументалистов мира, вводит слушателя в почти мистический транс. Возможности современной цифровой полевой записи и умение Жарра добыть всё возможное и невозможное из старомодных аналоговых синтезаторов слились воедино, дав на выходе трансцендентный, шаманский микс musique concrete, амбиента и традиционных ритмов жителей Амазонии.
Стоит предупредить: это настоящая, серьезная музыка, обманчиво-фоновая, но требующая вдумчивого и вовлеченного прослушивания. Альбом вышел в нескольких форматах, включая бинауральную запись (для прослушивания в наушниках) — этот последний, пожалуй, лучше всего передает ощущение дикой сельвы. Достаточно лишь закрыть глаза.
Rj Жиган