Комедия "Девчата" глазами иностранцев: "Как фильм с Биллом Мюрреем"
55 лет назад, 7 марта 1962 года, накануне Международного женского дня, в московском Доме кино состоялась премьера комедии "Девчата" режиссера Юрия Чулюкина с Надеждой Румянцевой и Николаем Рыбниковым в главных ролях. В тот год ее посмотрело 35 млн советских граждан, и до сих пор "Девчата" остаются одним из самых любимых советских фильмов — и не только в России.
В интернете можно легко найти копию в HD-качестве с английскими, китайскими или вьетнамскими субтитрами. Забавно, что "Девчата" на иностранных ресурсах порой можно встретить в подборке фильмов о шеф-поварах и ресторанных буднях — вместе с "Рататуем" и "Душевной кухней". А один из англоязычных комментаторов на YouTube обращает внимание на то, что Рыбников в "Девчатах" похож на Билла Мюррея!
В иностранной исследовательской литературе "Девчата" упоминаются как яркий пример комедии постсталинского периода, продукт оттепели. Ведь в этом фильме личные переживания героя оказываются важнее общественных задач.
"Как и во многих комедиях времен сталинизма, основы общественных и экономических отношений существующего строя играют важную роль в идентификации героев, — пишет профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, исследователь российской популярной культуры Дэвид МакФадьен в книге, посвященной советской комедии и Эльдару Рязанову. — Но эта романтическая история не столько приукрашивает реалии лесозаготовки — общественного проекта — сколько переписывает ее правила: "Если с любовью у меня не сложилось, то ничто вообще здесь работать не будет!"
"Я сразу обратил внимание на наши культурные различия. В начале фильма Тося появляется в своем новом жилище, которое ей предстоит делить с другими девушками. Она оглядывается по сторонам и начинает обустраиваться, достает еду и чай из тумбочки у одной из кроватей и разводит огонь. И как только она собирается закусить, входят ее новые сожительницы. Американец во мне заставляет кричать: "Боже, у нее серьезные проблемы! Как можно рыться в чужих вещах?" Одна из женщин, Анфиса (Дружинина), как раз начинает упрекать ее за это. Тося протестует, вываливая все из своего рюкзака с криком: "Вот, пользуйтесь!" Остальные девушки извиняются за Анфису и начинают расспрашивать Тосю о ее жизни. Они или игнорируют обиды Тоси (вряд ли), или признают, что все, что у них есть, — общее (скорее всего). Такая реакция заставила меня встряхнуться: "Это точно не американское кино!" После того как я это осознал, просмотр фильма стал приносить удовольствие", — Gregory Porter.