Музыка Победы.
«Репетиция не состоялась. Оркестр не работает» - эти строчки во время блокады написал дирижёр большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Он вместе с музыкантами остался в окружённом немецкими войсками городе. 9 августа 1942 года в зале филармонии несмотря на все трудности оркестр исполнил Седьмую Ленинградскую Симфонию Дмитрия Шостаковича. Как и другие блокадники, музыканты голодали. Дирижёра на репитиции привозили на санках. Из-за недоедания он ходил с трудом. Героическое произведение транслировали с помощью радио и громкоговорителей. Его слышали и солдаты вермахта.
Как партитура Седьмой Симфонии оказалась в городе, окружённом войсками противника? О чём двадцать лет спустя рассказали дирижёру два немецких туриста, которые во время войны были солдатами и стояли под Ленинградом?
На этой фотографии репетиция оркестра Ленинградского радиокомитета летом 1942 года. Музыканты под руководством дирижёра Карла Элиасберга разучивают Седьмую Симфонию Дмитрия Шостаковича. За первую блокадную зиму почти половина коллектива оркестра умерла от голода и морозов. Это было сложнейшее время чтобы выжить, а музыканты несмотря на недоедание собирались и репетировали. Премьера Седьмой или Ленинградской Симфонии Шостаковича состоялась в Куйбышеве, нынешней Самаре, 5 марта 1942 года. Её исполнил находящийся в эвакуации оркестр Большого театра. Концерт транслировался по всесоюзному радио и стал мировым событием. О нём сообщили даже западные информагенства. Молодой композитор Дмитрий Шостакович несколько месяцев находился в окружённом фашистами городе. Во время налётов немецкой авиации он дежурил на крыше консерватории и гасил зажигательные бомбы. Там, на пожарном посту, он и придумал большую часть своей Ленинградской Симфонии. В октябре 1941 года Дмитрия Шостаковича с семьёй эвакуировали в Куйбышев. К концу года он закончил Симфонию. Композитор мечтал, чтобы она прозвучала в осаждённом Ленинграде. Эту же идею разделяли и Советские власти.
В Москве разработали рискованную операцию по доставке партитуры в окружённый немецкимивойсками город. Её перебросили в Ленинград на военных самолётах под огнём зенитных орудий вместе с медикаментами. Сыграть Симфонию Шостаковича поручили оркестру Ленинградского радиокомитета. Дирижёр Карл Элиасберг понял, что исполнить Седьмую Симфонию только силами коллектива невозможно. Одних скрипачей требовалось восемнадцать человек. Шостакович в партитуре сделал пометку «Участие этих инструментов в исполнении Симфониии обязательно». На первую репетицию собралось пятнадцать музыкантов, хотя требовалось больше сотни. Элиасберг отправился на поиски. Объезжая городские больницы, он обратился за помощью к военным. Тромбониста нашёл в пулемётной роте, волторниста – среди зенитчиков. С Божьей помощью удалось собрать нужное количество людей, кого-то из фронтовых частей вернули и, в конечном итоге, выступление состоялось и имело колоссальный эффект. Ударника дирижёр буквально вытащил с того света, который из-за истощения оказался в голодной коме. Окружающие решили, что музыкант умер, и уже перевезли его в морг. Карл Элиасберг поехал проститься с коллегой и тут произошло невероятное. Руководитель оркестра понял, что ударник жив. Он собрал врачей, медсестёр и человек смог встать на ноги. Дирижёр проводил репетиции шесть раз в неделю по несколько часов с перерывами во время бомбёжек, был чрезвычайно требователен, не терпел пропусков и опозданий и заставлял работать, пока не добивался приличного звучания. Концерт переносили несколько раз, пока не остановились на символичной дате – 9 августа.
По первоначальным планам немецкого командования к этому дню войска вермахта должны были захватить город. На эту даты уже были запланированы праздничные обеды и вручение наград в лучших ресторанах Ленинграда. Однако, все их планы разрушились о несокрушимую стойкость защитников. Зал был переполнен. На концерт пришли больше тысячи зрителей, но героическая музыка звучала не только в филармонии, а по всему городу. Выступление окрестра транслировали по радио. За всё время выступления на город Ленинград не упал ни один немецкий снаряд. Советские артилеристы огнём прикрывали музыкантов. Во время исполнения Симфонии началась операция «Шквал», которая и привела к полной тишине немецких орудий. Ленинградскую Симфонию слышали и солдаты вермахта. Некоторые из них думали, что город практически вымер, а оказалось, он жив и не собирается сдаваться. Это произвело на гитлеровцев неизгладимое впечатление, ведь чем дольше играла Симфония, тем больше они понимали, что этих людей не сломить и борьбу Советский народ будет продолжать вплоть до полного изгнания захватчиков и победы над нацизмом. Двадцать лет спустя после памятного выступления два немецких туриста, бывшие солдаты, стоявшие под Ленинградом, встретились с Карлом Элиасбергом. Они признались дирижёру, что во время концерта поняли – война проиграна. Этот подвиг оркестра журналисты назвали «Первым залпом по Берлину». Концерт стал мощным моральным стимулом для измущенных блокадой Ленинградцев.