Сборник «Самые сливки радиоэфира-13»
«Самые сливки» - это не самое качественное и вкусное, как хотелось бы верить некоторым музыкальным критикам, а самое востребованное. Сорок «горячих хитов лета», представленных на этом сборнике, - это как раз то, что хотел слушать этим летом «широкий зритель», а то, что «узкому зрителю» во время прослушивания несколько раз захочется убежать и спрятаться, так это его проблемы. Возможно, секрет успеха этого сборника, входящего в десятку чарта продаж iTunes, - как раз в его честности. Северо-кавказский попс, русский шансон, провинциальный рэп - составители не пытаются заретушировать болячки и прыщики отечественной поп-музыки, а наоборот, выставляют их напоказ: вы это слушаете - мы это издаём, мы это издаём - вы это слушаете. Похоже на замкнутый круг, который всех устраивает.
Примечательно, что прослушивание сборника способствует самым разнообразным выводам, местами даже взаимоисключащими. Те, кто считает, что русскоязычная поп-музыка сильно выросла над собой «ласковомайского» образца начала 90-х, найдёт в «Самых сливках» массу подтверждений этого тезиса. О том, что с тех пор серьёзно улучшился и уровень звучания, и уровень мышления, на сборнике показывают и «Импульсы» Елены Темниковой, и манерно-изысканные «Снов осколки» Никиты Алексеева, и «Знаешь» Рождена Анусси, и «Навсегда» Ёлки, и «Пусть весь мир подождёт» Сергея Лазарева, и Макс Барских, и Centr c «А-Студио», и ироничные «Бурито», «Потап и Настя» и «Время и Стекло». Украинские певицы Светлана Лобода и Тина Кароль демонстрирует мощный эстрадный драматизм, Егор Крид соединяет нежный поп с хулиганским урбаном - во всём этом ощущается какое-то движение, развитие и стремление к качеству.
Вместе с тем правы окажутся и те, кто найдёт, что развития нет и в музыке вообще мало что меняется. Митя Фомин продолжает искать свой суперхит, но пока находит малоразличимые и не очень запоминающиеся песни, Кристина Си поёт для дерзких старшеклассниц, которые не очень любят посещать уроки, масса артистов записывается, просто потому что надо что-то записать. Но если у них не будет хитов, их вытеснят более энергичные и громкие исполнители. Например, сложно игнорировать артистов с юга России: от их треков невозможно спрятаться, и они либо будут вас раздражать, либо вы начнёте им подпевать. Простотой и доходчивостью эти песни наследуют как раз нашей поп-музыке 90-х, а стилистически похожи на всякие турецкие ритмы, к которым население привыкло, проводя отпуска на курортах Антальи. Применительно к этой музыке говорить о развитии жанра не приходится.
А ведь есть ещё русский шансон! На сборнике он представлен очень серьёзными и очень понятными песнями Андрея Весенина, Алексея Брянцева и др. У этих композиций нет ни подтекстов, ни нюансов, ни второго дна - и они вполне востребованы. Несложно предположить, что поклонники этой музыки вообще не нуждаются в иронии «Бурито», фальцете Алексеева и западном опыте Лазарева.
В конечном счёте можно констатировать, что «средняя температура по больнице» особенно не меняется: пока одни повышают качество поп-песен, другие уверенно понижают его обратно. Подобные сборники позволяют выбрать «из всего многообразия», а также отметить для себя исполнителей, которых следует обходить стороной.