Алексей Рыбников – «Достояние республики»
На программе Первого канала «Достояние республики» журналисты спросили Алексея Львовича Рыбникова, почему он не пишет новых песен. Потом мне довелось пообщаться с композитором в его офисе, и я уточнил, бывают ли у него заманчивые предложения от поп-артистов и поп-продюсеров. В обоих случаях Рыбников реагировал с искренним недоумением.
- Я же не пишу песен, - с уверенностью отвечал композитор, сочинивший не меньше дюжины совершенно гениальных песен.
Парадокса в этом на самом деле нет. Алексей Львович активно работает с крупными симфоническими формами, рок-операми (в которых рока, пожалуй, поменьше, чем оперы) – именно с этим связаны все планы и устремления 71-летнего композитора. Но откуда же взялись те самые гениальные песни? А они оказались побочными продуктами его работы в кино. В семидесятые годы и в начале восьмидесятых Рыбников много писал как кинокомпозитор, в том числе и песни – но он никогда не воспринимал их в качестве самостоятельных произведений. Все песни, которые потом стали хитами и вне саундтреков, задумывались им как части общего музыкального полотна, подготовленного к той или иной кинокартине. Если сейчас пересмотреть «Про Красную Шапочку», «Усатого няня» или «Большое космическое путешествие», можно убедиться, что там вся музыка чрезвычайно хороша, а не только получившие широкое распространение темы и шлягеры. Но что поделаешь, если в народном сознании застряли именно хиты, а не то, что при просмотре кажется естественным звуковым фоном.
Таким образом, новых песен от Алексея Львовича ждать действительно не приходится – он-то считает, что у него и старых нет, а только фрагменты саундтреков. Интересно, что составители этого сборника постарались полностью соответствовать мнению композитора. Издатели даже не пытались выпустить «сборник лучших песен», вместо этого представив сборник лучшей киномузыки Рыбникова. В случае Алексея Львовича эту замену удаётся легко сделать без потери качества. Так, за «Приключения Буратино» здесь отвечают не «Бу-Ра-Ти-Но» и «Не нужна мне малина», а инструментальные темы «Азбука» и «Драка Кота и Лисы», ничуть не менее узнаваемые. «Последняя поэма» из «Вам и не снилось» звучит с вокалом, как и «Белый шиповник» из рок-оперы «Юнона и Авось», зато «Лестница в небо» из «Того самого Мюнхгаузена» никаких слов не требует. В инструментальных версиях представлены «Тема Красной Шапочки» и «Звёзды» - и тут тяжело удержаться от использования диска в качестве караоке. Впрочем, не подпеть сложно и звучащей со словами «Я тебе, конечно, верю». После легковесных «Темы Кеши» из «Усатого няня» и «Голубой планеты» из «Большого путешествия» идёт шедевральная патетическая «Я тебя никогда не забуду» в классическом исполнении Николая Караченцова. Но на этой слезоточивой ноте заканчивать сборник составители не стали – финалом оказалась тема «Вертолёт» из «Шла собака по роялю», сколь хулиганская, столь и трогательная.