Валерий Сюткин & Light Jazz - «Олимпийка» ***
Вслед за сборником советских песен «Москвич 2015» Валерий Сюткин выпустил ещё один альбом кавер-версий - на сей раз макси-сингл, составленный из композиций на спортивную тематику. Похоже, новых оригинальных песен от Сюткина не будет ещё долго, ибо разрабатывать советскую песенную жилу можно годами. Каверами Валерий Миладович занимается вместе с проектомLight Jazz - таким образом избавляя старые песни от налёта эстрадности и попсовости. Впрочем, в названии группы главное слово не «джаз», а «лайт»: в случае с Сюткиным оно означает присущую артисту умеренность и аккуратность. Ансамбль играет музыку, стараясь не сильно раздражать рецепторы слушателя. Как это может сочетаться с песнями на спортивную тематику? Как выяснилось, не очень.
Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали немало спортивных песен, среди которых были и вполне гениальные, и проходные, и сочинённые к определённым событиям. Пять из них перепел Сюткин, и выглядят они весьма неровно - авторы местами поневоле заменяли дух спортивного азарта каким-то энтузиазмом строителей коммунизма. От этого Сюткин решительно избавился, не предложив, впрочем, взамен почти ничего. В его исполнении песня «Темп», например, звучит весьма странно: она задумывалась как боевая, быстрая, нервная и аритмичная - Сюткин же поёт про «время стрессов и страстей» с успокоительной улыбкой, да и своим джазменам не позволяет никаких инструментальных резкостей. У слушателя остаётся впечатление диссонанса. А вот изначально бравурным «Героям спорта» ироничные интонации Валерия пошли скорее на пользу, хотя с победительным оптимизмом текста Добронравова он поделать ничего не мог. «Трус не играет в хоккей» от Сюткина заметно отличается от привычных версий Лещенко и Мулермана, но удачей это назвать нельзя: произведение подразумевает гораздо бОльщую динамику и энергию, чем может (или хочет) предложить вокалист. Не придумав, как этого добиться, Валерий превратил хоккейный гимн в дежурный кавер, за витальность в котором отвечает один аккордеонист. Не столь известную песню «Мяч и шайба» слушать в его исполнении даже интереснее. А вот «До свиданья, Москва» Сюткин спел так, будто настроился исполнять «Подмосковные вечера», а перестроиться не смог: под эту песню должны вспоминаться плачущие «Лужники» 1980-го, вместо этого представляется рубаха-парень, который с добрым прищуром смотрит, как речка движется и не движется, а потом немного танцует. И аранжировочные придумки оказываются бесполезными. когда исполнитель не попадает в настроение.
Напомним, что этим мини-альбомом Валерий Сюткин хотел поддержать наших спортсменов перед Олимпиадой в Рио-де-Жанейро, куда часть российской сборной вообще может не попасть из-за допинговых скандалов. И, как ни странно, вот эту атмосферу тревожной неопределённости диск передаёт довольно точно. Пустят в Рио - не пустят в Рио? Покаяться и наказать виновных или орать про заговор против России? Прекратить ура-патриотическое скандирование и затаиться в надежде на лучшее? Даже лихая музыка атаки в сюткинской версии звучит в ушах как-то грустно и негромко, как воспоминания о былых успехах, которые теперь повторятся не скоро.