Рецензия: Рудбой и Hatters - «Литера А»
Рэп часто критикуют за то, что это бубнёж, в котором отсутствует музыка. Это, конечно, довольно поверхностный взгляд, но честно говоря, рэперы реже представителей других жанров выступают с симфоническими оркестрами и заморачиваются с аранжировками. Но дело в конце концов не в количестве музыкальных инструментов, использованных при записи: в хорошей песне может зацепить что угодно, от двух красивых строчек до какой-нибудь остроумной фонетической игре. В идеале хорошо бы совмещать причудливые рифмы, глубокий смысл и талантливые мотивчики, но такое получается у единиц - самых талантливых.
Если всё это не совмещается, в ход можно пустить креативные решения. Альбом «Литера А» интересен в первую очередь своей идеей: рэперу Рудбою здесь аккомпанирует группа Hatters - разнузданный театрализованный панк-кабаре-проект, кажется, максимально далёкий от хип-хоп-культуры. Рудбой (Иван Евстигнеев) сотрудничал с Оксимироном и был одним из основателей Versus Battle, а теперь дебютирует как сольный артист. Что касается Hatters, мне всегда казалось, что форма у них слегка превалирует над содержанием. Атмосфера творческая и кайфовая, но дальше-то что? Какую мелодию слушатель вспомнит, когда протрезвеет? Возможно, я ошибаюсь, но и коллаборация с Рудбоем выглядит как попытка Hatters найти ещё какое-нибудь применение своей буйной энергии: мол, чем свои песни писать, давайте заставим слушателя плясать под чужие, а заодно и поучаствуем в скрещивании ежа с ужом.
В дебютный мини-альбом Рудбоя «Литера А» вошло пять композиций (в делюкс-версии для Яндекс.Музыки они предваряются комментариями, названными «либретто»). «Хэттерская» карнавализация проявляется уже в заставках: Юрий Музыченко и Ко наяривают на инструментах, выкрикивают своё название непременно хором и иногда начинают играть что-то весёлое, но не предусмотренное замыслом Ивана Евстигнеева. На фоне этой банды он выглядит скромником - по крайней мере ощущения, что это ЕГО альбом, не возникает. Но, может быть, Рудбой покажет, кто в доме хозяин, во время самих песен?
Этого не происходит. Хозяин пустил в дом донельзя темпераментных гостей с гармонью и изо всех сил старается веселиться вместе с ними - но совсем расслабиться у него не получается: он же знает, что убираться потом ему. К тому же от соратника Оксимирона слушатель ждёт скорее многоэтажных рифм и тонкой работы с языком, а не попыток угнаться за стремительными аккомпаниаторами. Впрочем, пары песен аудитории хватит, чтобы понять, что Рудбой оксфордов не кончал и вообще не про это. Он, как ни странно, про гедонизм и девчонок, и инструментальные экзерсисы «Шляпников» указанной тематике, в общем-то, соответствуют. Так что по форме у ребят всё неплохо совпало, но к содержанию остаются вопросы. Текстам Рудбоя не хватает глубины, и сотрудничество с Hatters не помогает это скрыть, а, напротив, только подчёркивает это неприятное обстоятельство.