Рецензия: плейлист «Русская поп-музыка 1960-х»
Никакой поп-музыки у нас в 60-е годы не было, да и прилагательное «советская» звучало гораздо чаще, чем «русская». Тем не менее Яндекс.Музыка решила расширить свою серию «плейлистов десятилетий» за счёт глубокого ретро. Возможно, они и правы: если «русская поп-музыка 1960-х» тогда так не называлась, это же не значит, что её не существовало, пусть и под вывеской «советской эстрады». Характерно, что плейлист звучит всего два с небольшим часа. Сборники, посвящённые 90-м и нулевым, занимают по шесть часов, а могли бы, наверно, играть и все тридцать. Но в случае с 60-ми у составителей не было большого пространства для манёвра. Во-первых, песен тогда физически выходило меньше, во-вторых, шедеврами оказывались далеко не все: многие произведения практически забыты, и нет никакого смысла реанимировать их в сборнике, представляющем музыкальный срез эпохи. Впрочем, и того, что вошло в плейлист, вполне достаточно, чтобы понять, насколько интересным временем было «оттепельное» десятилетие. Песня всё ещё «помогала жить и строить», и составители не смогли проигнорировать этот пласт: «Я люблю тебя, жизнь», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Куба - любовь моя» и т.д. Но наряду с «официозом» робко пробивались и другие ростки, которые в итоге и составили гордость советских музыкальных 60-х.
Огромный вклад тут внесли кинокомпозиторы. «Песня про зайцев», «Помоги мне» и «Остров невезения» стали хитами после выхода на экраны суперпопулярной комедии «Бриллиантовая рука», но были и фильмы, от которых остались только песни. Например, «Маленький принц» в исполнении Елены Камбуровой прозвучал в картине «Пассажир с экватора» - кто её сейчас помнит? Забавно, что пара треков из фильмов называются в плейлисте просто «Песня» - то есть они замышлялись сугубо прикладными произведениями и не предполагались в качестве самостоятельных «синглов». Не менее забавно, что одна из таких вещей - «Я шагаю по Москве». В 60-е в «русской поп-музыке» также начали появляться тихие, душевные, даже чувственные песни, не предназначенные для хорового или пьяного застольного исполнения: «А снег идёт», «Восточная песня», «Нежность»...
А ещё - сквозь слегка проржавевший железный занавес прорывались рок-н-ролл и «битлы». В плейлисте представлены «Чёрный кот», «Королева красоты» и «Лучший город Земли», а также очень смешной русскоязычный кавер «Песенка велосипедистов» про «все достоинства колеса». Мельком показаны песни Муслима Магомаева, но этого достаточно, чтобы оценить стилистическую многогранность его творчества. Есть «Летка-Енка» и «Трололо», доказывающая, что и среди забытых песен 60-х могут попадаться бриллианты, и масса других любопытных вещей. Например, здесь можно узнать имена артистов, которые, в отличие от исполняемых ими песен, подзабылись - Вероника Круглова, Лариса Мондрус, Эмиль Горовец, Владимир Макаров, Нина Пантелеева, - и услышать очень непривычную версию композиции «Синий иней». Ну а что было делать «Поющим гитарам», которые записали эту песню, когда Beatles уже были, а стиля диско ещё не было?