Рецензия: «Молчат дома» - «Monument»
Группа «Молчат дома» была основана в Минске в 2017 году. Музыканты играют на стыке пост-панка, синти-попа и нью-вэйва. В дискографии «Домов» уже три альбома, причём второй - «Этажи» - собрал миллионы просмотров и прослушиваний, попал в число лучших релизов мирового пост-панка по версии post-punk.com. Как сообщается в пресс-релизе группы, «Молчат дома» собирают полные клубы в Европе и США, но при этом практически неизвестны у себя на родине. А в России команда уже засветилась с музыкальным номером в «Вечернем Урганте» и дала несколько концертов, но не в самых вместительных залах.
Если есть парадоксальный успех в Европе, должно быть и парадоксальное объяснение его причины. Полагаю, всё дело в том, что группа «Технология» в своё время так и не сделала международной карьеры: её популярность ограничена границами постсоветского пространства. Если бы в Европе знали «Технологию», там гораздо спокойнее отнеслись бы к творчеству ансамбля «Молчат дома». Но, поскольку песня «Нажми на кнопку - получишь результат» не стала мировым хитом, композиции «Домов», очевидно, воспринимаются как нечто свежее и любопытное.
Говоря серьёзно, «Молчат дома» вдохновлялись, конечно, не только и не столько «Технологией». Ещё «Биоконструктором» (шучу, шучу, а впрочем, в каждой шутке...), а также Kraftwerk, Cure, «Альянсом» и, естественно, Depeche Mode - хотя творчество последних раз в десять разнообразнее, чем содержание третьего альбома «Молчат дома» «Монумент». Но это белорусам не в упрёк: они и не должны соревноваться с одной из главных групп последнего 30-летия, вместо этого лучше сосредоточиться на собственном звучании, подаче и стилистике, чем «Молчат дома» и занимаются, не слишком разбрасываясь. Их зввуковая палитра, может, не слишком разнообразна, зато целостна; в отличие от пресловутой «Технологии», белорусы не размениваются на развлекательность и лиричность, даже в танцевальных композициях выдерживая готическую мрачность. Кстати, у них очень стильные обложки с изображёнными на них эффектными архитектурными фантазиями.
На новом альбоме «Молчат дома» усилили и усложнили своё звучание, которое само по себе стало одним из важнейших факторов привлечения слушательского внимания. «Круто, стильно играют», - подумают европейцы. «Прям как «Технология», только сосредоточеннее», - отметят ностальгирующие русскоязычные. Но рано или поздно (примерно к пятому треку) те и другие начнут задаваться вопросом: «А дальше что?» Правильная и точная концепция саунда - это полдела, но её хорошо бы подкрепить припевными хуками и вообще запоминающимися песнями. Однако с этим пока проблема: по окончании прослушивания у вас в голове остаётся эффектный звуковой образ, но вы не можете напеть примерно ни строчки. Похоже, мелодии и тексты у группы играют сугубо вспомогательную роль, являясь лишь составляющими частями саунда, причём второстепенными. И пока такое отношение не изменится, «Молчат дома» очень сложно будет всерьёз сравнивать не только с Depeche Mode, но и с «Технологией».