Рецензия: плейлист «Лучшие песни русского панк-рока»
К делению музыки на стили у меня сложное отношение. В детстве это разделение казалось мне вполне естественным, но когда я стал общаться с музыкантами, с удивлением обнаружил, что многих раздражает вопрос «в каком стиле вы играете». И впрямь - границы между жанрами иногда незримы, а желание творцов не загонять себя в определённые стилистические рамки вполне естественно. Таким образом, это деление всегда будет условным - и всегда будет вызывать споры после объявления очередных номинантов очередных музыкальных премий.
Стриминговые сервисы тоже вынуждены расставлять релизы по стилистическим полочкам. Выбор «полочки» довольно часто выглядит странно и даже нелепо, но другого выхода нет: в бешеном потоке музыкальной информации юзеру нужно давать хоть какие-то ориентиры, иначе потонет. Но когда та же Яндекс.Музыка формирует свои стилистические плейлисты на основе собственного разделения песен на жанры, градус абсурда заметно возрастает.
Возьмём подборку «Лучшие песни русского панк-рока». Что вообще такое этот «русский панк-рок». Мягко говоря, это довольно широкое понятие, а если судить по данному плейлисту, Яндекс.Музыка считает русским панк-роком всё, что не вписывается в более «приличные» жанры (например, в русский рок). Музыкальная подача решающего значения не имеет - в панки записывают хулиганствующих поэтов, сумрачных певцов сибирской хтони, а также наглых разухабистых провинциалов: тут и «Ленинград», и «Бахыт-компот», и «Х.З.», и «Король и шут», и «Дайте танк», и даже Янка Дягилева. А посмотрите на обложку: покойный лидер «Сектора Газа» Юрий Хой-Клинских исполнял что-то вроде похабных частушек под электрогитару, тем не менее его тоже отнесли к панк-року, придумав для него даже специальный поджанр «колхозный панк».
Если выступать за строгую чистоту жанра, то придётся признать, что едва ли не единственным представителем «настоящего панк-рока» в плейлисте оказалась группа «Пурген». Чуть расширив границы стиля за счёт поп-панка, можно добавить сюда «Тараканов», «Порнофильмы», «Элизиум» и какие-нибудь «Тени свободы». Всё остальное - именно что «русский панк-рок», весьма своеобразный зверь, совсем не похожий, скажем, на британский панк-рок. Плейлист вроде бы ориентирован на определённую стилистику, но вместо этого даёт эклектичную картину и богатую почву для размышлений о том, как извратила... ну ладно, переосмыслила панк-рок земля русская. Крайне важным поджанром оказался так называемый «сибирский панк» - надрывно-безысходные песни Егора Летова, а также верных апологетов и подражателей Егора Летова: таковых в сборнике очень много («Чёрный Лукич», «Адаптация», «Тёплая трасса» и др.). Весьма оживляют подборку чёрный юмор от «Х.З», «Красной плесени» и «Короля и шута», а также песни про Буратино, который почему-то оказался важным источником вдохновения русских панков. «Ленинград» действительно представлен здесь со своей наименее эстрадной стороны, и в целом сборник звучит весьма бодро - вот только ярлык «панк-рок» на половине треков смотрится диковато.