Борис Гребенщиков Парк Красная Пресня |
"Мы стали респектабельны, мы стали большими, мы приняты в приличных домах", - спел когда-то Борис Борисович Гребенщиков. И действительно: сейчас он принят в самых приличных домах и на самых престижных площадках. Но, несмотря на это, лидер Аквариума не забронзовел, не превратился в памятник самому себе, а продолжает писать песни, в которых вечные темы сочетаются с поразительно актуальными в конкретный момент времени. И, конечно, даёт концерты, как с группой, так и сольно. В этот раз анонсировалось именно сольное выступление под открытым небом, в парке "Красная Пресня".
День радости
Утро, однако, не предвещало ничего хорошего. Небо было затянуто тучами, моросил дождь. Не лучшая погода для концерта в парке! Однако уже в середине дня появилось солнце и небо очистилось. Поэтому ничто не могло испортить праздничную атмосферу (а концерт это всегда праздник), и люди свободно и весело начали собираться у сцены примерно за час до начала мероприятия. Площадка располагалась в самом сердце парка, на небольшом островке, куда можно было попасть лишь перейдя водоём по мосту. "Перейти эту реку вброд" вроде бы никто так и не попытался.
Тем временем, пока зрители занимали танцпол, из колонок звучали задорные ритмы регги и разнообразные негритянские песнопения, а на сцене маячил диджей растаманского вида. Занавес украшало изображение индийского божества Шивы, который держал в руках ситар. Ближе к восьми часам на сцене началась какая-то суета: техперсонал проверял инструменты, попутно закрепив на микрофонной стойке БГ букет из ромашек (!). Зрители поддерживали происходящее аплодисментами. Тем временем из колонок полились уже какие-то мантры, причём некоторые поклонники и поклонницы Гребенщикова умудрялись даже им подпевать (хотя дело-то нехитрое).
И вот свершилось долгожданное: на сцене появился БГ! Да не один, а с целой бандой: Титов, Зубарев, Финнеган и другие участники "Аквариума"вооружались инструментами и занимали свои места. Признаюсь, я был чертовски рад увидеть и услышать всю группу, но так и не понял, почему на афише значилось только имя Бориса Борисовича... Загадка.
Между тем музыканты бодро и энергично начали концерт с "Древнерусской тоски" - сатирической зарисовки, в которой сказочные мотивы переплетаются с современными реалиями. Не ускользнули от уха слушателей и изменения в тексте: место "хари кришна" заняли "диверсанты", которые "ходят строем по Болотной и Тверской". Следующим номером прозвучала кавер-версия песни Майка Науменко "Растафара". Объявляя её, Гребенщиков не забыл помянуть недобрым словом статью в одном глянцевом журнале, где из лидера "Зоопарка" попытались сделать алкоголика и дегенерата (кстати, если не читали ответную заметку лично от БГ, очень рекомендую это сделать).
В целом, дальнейшее выступление было выдержано в привычном для "Аквариума" настроении светлой и тихой радости. Более свежие и редкие композиции чередовались с такими классическими вещами, как "Стучаться в двери травы" и "Когда ты уйдёшь", сыгранными в обновлённой аранжировке, напомнившей о музыке с далёких берегов Ямайки. Примерно к середине концерта обнаружились некоторые проблемы со звуком. Заметили это и зрители, пустившие вперёд, к сцене, записку следующего содержания: "Дорогие! Скрипку совсем не слышно!". Справедливое, надо сказать, замечание. А во время исполнения "Государыни", в паузах между проигрышами, уж больно озадаченно любимец публики Брайан Финнеган рассматривал свою флейту. Очевидно, звучала она не совсем так, как ему того хотелось. Были проблемы и с микрофоном главного действующего лица.
Сразу после "Государыни" наступил кульминационный момент концерта. Сначала Борис Борисович выступил с неожиданно резким для себя антивоенным спичем, посвящённым недавней сентенции руководителя пресс-службы РПЦ в том духе, что скоро будет война и страдания пойдут на пользу народу. "Они считают, что имеют право делать вас пушечным мясом. Я не думаю, что они имеют такое право", - заявил БГ. После такой речи я ожидал услышать программную вещь нынешнего "Аквариума" под названием "Любовь во время войны", однако и здесь музыканты смогли удивить слушателей, исполнив старинную песню группы Кино "Я объявляю свой дом безъядерной зоной" - вряд ли её антивоенный пафос когда-нибудь перестанет быть актуальным. Этот номер стал и самым "тяжёлым" в концерте. Пожалуй, только в нём можно было сполна насладиться гитарным перегрузом. Затем группа снова вернулась к более спокойным вещам.
Таким же камерным и прозрачным получился и выход на бис. Он начался со старинной песни "Чай", в которой БГ сыграл ещё и вступление на губной гармонике, и продолжился композицией "Не трать время". Достойным завершением концерта стала песня светлая и даже медитативная "День радости". "Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы", - такова её финальная строчка. Как говорил Штирлиц, в разговоре лучше всего запоминается последняя фраза. Пожалуй, таким и запомнится концерт: светлым и добрым. А всякие оказии наподобие проблем со звуком, разумеется, забудутся.